ГОУ СПО «Нижегородский педагогический колледж» История становления социальной педагогики за рубежом
План:Зарождение социальной педагогической практики на ранних этапах развития человечества.Социальное воспитание в странах Древнего Востока.Школы в Древнем Египте.Социальное воспитание и школа в Древней Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).Развитие образования и педагогической мысли в средние века.Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (14-16 в).Эпоха Возрождения: Ян Амос Коменский: воспитание и школа в планах переустройства мира на основе гуманизма.Теории свободного, естественного, индивидуального и классового образования, социализации и воспитание человека (Ф.Фребель, Ж.Ж.Руссо, Д.Локк).Социально-экономические и политические предпосылки создания новых концепций и моделей воспитания, социализации (И.Г.Песталоцци, К.Гельвеций, Д.Дидро, А.Дистерверг).Социально-педагогические идеи и деятельность Роберта Оуэна.Концепция социальной педагогики Пауля Наторпа.12. Социально-педагогическая деятельность Я.Корчака.13. Социально-педагогические идеи и деятельность Г.Гмайнер.
1. Зарождение социальной педагогической практики на ранних этапах развития человечества Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этнические представления о человеке и человеческих ценностей. Представить процесс социального воспитания в первобытном обществе сложно из-за отсутствия письменных свидетельств, но у истории социальной педагогики есть памятники материальной и духовной культуры, язык народной педагогики. Есть этнографические данные. Социальная педагогика опирается на труды ученых 18-19 в. описывающих жизнь и быт аборигенов. Следует отметить, что социальная педагогика, зародилась как особый вид деятельности в первобытном обществе и способствовало физического, умственного, нравственно-эмоционального взросления первобытного человека. Целью социального воспитания на первой стадии была подготовка к простейшему виду существования (приспособиться к условиям обитания, т.е. сама жизнь была школой) и осознания мира как анемического феномена. Родившийся человек сначала попадал в группу подрастающих людей, его вскармливали и растили старые люди, находившиеся в поселении. Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый социальный опыт, трудовые и жизненные знания и навыки, человек переходил в группу полноценных тружеников. Все подростки 10-15 лет проходили инициацию «посвящение во взрослых», проверялось физическая, трудовая, нравственная подготовка. Отношения между членами группы регулировались неписанными, но строго выполняемыми обычаями и традициями, которые впоследствии складывались в социальные нормы.
Маргарет Мид – американский этнограф и социолог, основатель этнографии детства как самостоятельной науки. В 1925-26 г. проводила исследования на островах Самоа, Новой Гвинее, Бали. От рождения до 4-5 лет воспитание ребенка чрезвычайно просто. Он должен быть абсолютно послушным, никто не обращает внимание на том, чем занимаются маленькие дети. Жизнь на полу. Он не должен общаться со взрослыми стоя, выходить на солнце. Ни одна мать не станет утруждать себя заботами о воспитании своего младшего ребенка, если есть какой-нибудь старший ребенок, на которого можно возложить эту ответственность. Главная нянька – обычно девочка шести-семи лет. К 6-7 г. девочка хорошо усваивает главные запреты, и потому ей можно поручить заботу о младшем. К этому же времени у нее формируется и ряд простых навыков. Очень маленькие мальчики также должны ухаживать за младшими детьми, но к 8-9 г. их, как правило освобождают от этого. Как только девочка набирается достаточных физических сил, чтобы носить тяжелые ноши, в интересах семьи перекладывают заботу о маленьких детях на плечи ее младшей сестры, и девочка-подросток освобождается от обязанностей няньки. Ведение домашнего хозяйства ложится на плечи детей 14 лет. Теперь они должны научиться многому: плести все виды корзин, выбирать листья таро, пригодные для варки. На кухне они учатся готовить. Как только на девочку начинают смотреть как на существо, способное на какую-то длительную и целенаправленную деятельность, ее вместе со взрослыми посылают в океан за рыбой. В 13-14 лет она начинает плести свою первую парадную циновку – высшее достижение самоанской девушки, большая ценность и часть приданного невесты. У юноши дело обстоят иначе. Он надеется, что будущее принесет ему звание матаи, титул, который дается члену фоно – собрания глав семейств. Это звание даст ему право пить каву с вождями, работать с ними, а не с молодежью, право сидеть в общинном доме в присутствии старших.
Формы и методы социального воспитания усложняются по мере обогащения опыта и развития сознания, это связано с появлением речи, эволюции материальных связей в связи с разделением труда. В поздний период появляется дифференцированное воспитание социальной педагогической деятельности (деление по полу, возрасту ребенка). Появляются первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей – дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек. Цель – воспитать общественного человека (обучение трудовых навыков, знание обрядов). В качестве форм воспитания использовались игры, занятия. С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступало разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, начала вести самостоятельное хозяйство, к ней перешли функции воспитания детей. Социальное воспитание превращается в сословно-семейное. Происходит разделение социальных страд: вождей, жрецов, воинов и остальных членов общества. Дети со слов родителей принимали опыт и информацию, которая оценивалась как тайна и волшебство. Физическое воспитание имело свои задачи: быть ловким и сильным. Трудовое воспитание касалось детей более бедных слоев. Организованное воспитание детей, проводимое в школах, становилось все более уделом избранных.
2. Социальное воспитание в странах Древнего Востока Школа и воспитание в странах Древнего Востока развивалось под воздействием различных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. В странах Древнего Востока специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения. Развития получили 3 типа школ: - жреческие (элитарные); - дворцовые (для детей знати); - писцов (чиновников необходимых для управления). Воспитание стало принимать более жесткий, авторитетный характер. Появляется вид профессиональной деятельности – воспитатель. Первые социально-педагогические учреждения открывались служителями культа. Воспитание и обучение осуществилось семьей, церковью, государством. Школы назывались «Дома табличек» «Эддубэ». Это были небольшие учреждения с одним учителем, в его обязанности входило управлять школой, изготавливать таблички-модели, которые ученики переписывали и заучивали. Затем появляются более крупные эддубы, там имелось несколько учителей и были специальный управитель, который следил за порядком и дисциплиной. Обучение было платным, размер платы зависли от педагогического мастерства учителя. Отношение в этой школе должно было напоминать семенные отношения, учитель – отец, остальные учителя братья отца, а дети были младшие и старшие детьми. В социально-педагогической деятельности использовались нравственные наставления, идеологические споры. В дальнейшем эти школы становятся культурно-просветительскими центрами. Эти учреждения были доступны детям знати и духовенства. В дальнейшем появились и другие учреждения, в которых социально-педагогическая деятельность касалась ремесленников, торговцев.
3. Школы в Древнем Египте Цель: привести ребенка в мир взрослых. Идеал: немногословность, стойкость к решениям и ударам судьбы человека. Семейное воспитание отражало характер между мужчиной и женщиной. Эти отношения строились на равноправие – воспитание одинаковое. Судя по древним папирусам детям, уделялось особое внимание, т.к. по египетским верованиям сыновья и дочери могут дать родителям новую жизнь, совершив похоронный обряд (погребальный). В социально педагогической деятельности использовался кодекс поведения египтянина. Педагогические методы и приемы соответствие идеалам и целям воспитания. Использовались жесткие меры наказания. Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось через заучивание, наставление. Цель: подготовка к деятельности, которой занималась семья. Школа выступала как семейно-социальный институт. Обучение с 5 лет. Китай воспитание связано напрямую с религиозным верованием. Конфуций – китайский мыслитель, моралист и педагог, создатель этико-политического учения, получившего название конфуцианства. Основал первую в Китае частную школу. В школе устраивал диспуты, диалоги. Главное для Конфуция было не знание, а воспитание добродетелей. Он считал, что, повышая нравственность каждого, он делает добродетельней все общества. Его программа обучения и воспитание «благородного мужа», предназначенная для аристократии и чиновников, включала две ступени в целостном физическом, моральном, умственном и художественном воспитании. Первая содержала 6 искусств: мораль, музыка, стрельба из лука, управление колесницей, письмо, арифметика. Вторая 4: безупречное поведение (добродетель), политика и управление, литература и язык. Категорически отвергался физический труд. Образование простолюдинов ограничивалось практическими знаниями и навыками.
4. Социальное воспитание и школа в Древней Греции (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель) Развитие воспитания, зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов-полисов. Два направления социально-педагогической деятельности: 1) Спартанская школа (Лакония); 2) Афинская школа (Афины). Характер воспитания зависит от культуры, социально-географического положения городов-полисов. 1) Воспитание осуществлялось государством, оно преследовало задачу – готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. До 7 лет воспитание в семье. С 7-15 лет – 1 этап. Давались минимальные навыки чтения и письма, обращалось внимание на физическую подготовку, закаливание, приучали к не многословию, в ходу были наказания. Мальчиков 14 лет посвящали в эфебов – член общества. Они имели определенные гражданские права и являлись помощниками педономам – воспитателей. 15-20 лет – 2 этап. Добавляется музыка, пение. Но методы воспитания еще более суровее. 20-30 лет – 3 этап. К 20 годам эфебы получили полное вооружение война, потом статус самостоятельного война – полноправного члена общества. Воспитание девочек мало отличалось от воспитания мальчиков. Результат социально-педагогической деятельности гипертрофированная военная подготовка и невежества. Спартанское воспитание оказалось малоплодотворным. 2) Афинское воспитание это – всестороннее гармоничное воспитание: единство внешней и внутренней красоты (физического воспитания и интеллекта). Идеал: свободный и ищущий гражданин Афин. Форма воспитания: соревнование. Домашнее воспитание до 7 лет, за мальчиками присматривал педагог – раб. После 7 получали возможность в частных учебных заведениях. С 7 до 13-14 лет обучались в школах грамматиста и кифариста. Обучали читать, писать и считать, литературное образование и эстетическое воспитание. С 13-14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). Здесь происходит развитие культуры тела (физические упражнении (пятиборье – бег, прыганье, борьбу, метание диска и метание копья и плавание). Наиболее обеспеченная часть молодежи 16-18 лет поступала далее в гимнасии, где изучали философию, политику, литературу. С 18 до 20 лет юноши переходили в эфебов, где продолжалось их военное и политическое воспитание. Воспитание девочек – до замужества семейное воспитание. Давались элементарные навыки письма, на людях появлялись редко, только во время религиозного служений.
Философы Древней Греции: Сократ (469-399 гг. до н.э.) – философ-идеалист. Он считал, что главная жизненная цель человека это нравственное совершенство. Сократ вел беседы по вопросам нравственности, побуждал слушателей путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод беседы был назван сократическим (майэвтика). Из этого «сократического метода» в позднейшей методикеразвился «метод наводящих вопросов». Платон (427-347 гг. до н.э.) – философ-идеалист, ученик Сократа, создатель теории объективного идеализма. Он считал первичным «мир идей», а мир чувственных вещей – вторичным. Мир идей – вечен, мир вещей – лишь тень мира идей. Платон выдвинул теорию о вечном господстве аристократии. Сконструировал идеальное аристократическое государство, в котором должны существовать три общественные группы: философы, воины, ремесленники и земледельцы. Философы управляют, воины охраняют государственный порядок, а третья группа трудится и содержит две первые. Цель этогогосударства. По Платону – приближение к высшей идее блага; она осуществляется главным образом путем воспитания. Воспитание должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующих групп – философов и воинов. Платон основал в Афинах школу – Академию. Все воспитание в системе Платона построено на глубоком презрении к физическому труду, будущим философам и воинам запрещено «даже думать о нем». Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – создал в Афинах учебное заведение Ликей. Стиль Аристотелевой школы отличался от стиля Академии, поскольку Ликей больше походил на научно-исследовательский институт, сотрудники которого читали лекции. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существую нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существуют 3 вида души: растительная, животная, разумная. Трем родам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания – состоит в развитии высших сторон души – разумной и волевой. Семейное и общественное воспитание должно быть взаимосвязаны. Аристотель сделал первую возрастную периодизацию и делил жизнь подрастающего человека на три года. По его мнению, эта периодизация соответствует природе. Аристотель дал ряд рекомендация по семейному воспитанию. До 7 лет дети воспитываются в семье. Необходимо кормить ребенка соответствующей его возрасту пищей, обеспечивать гигиену движений и постепенное закаливание ребенка. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы. Трактат «Органон» Демокрит (460-370 гг. до н.э.) одним из первых выдвинул вопрос о природоспособности воспитании. Придавал огромное значение воспитанию, ведущему по его суждению к обладанию мудростью. Отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Методы социального воспитания по Демокриту это воспитание на положительных примерах и упражнения в нравственных поступках.
5. Развитие образования и педагогической мысли в средние века Средневековье это период церковного просвещения. Церковь крепко держала в своих руках все образование. Главная цель воспитания – в спасении души. Первые школы были монастырские. Учение было богословным, учебник – Псалтырь. Основная масса детей не получала образование в школе, а воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного учения. Постепенно курс обучения в монастыре стал расширятся: в них были включена грамматика, риторика, диалектика, т.е. тривио. Повышенное содержание образования включало арифметику, астрономия, музыку, геометрию – семь свободных искусств. Сыновья рыцарей воспитывались исходя из военно-физических умений, благочестия. В содержание рыцарского воспитания входила езда верхом, плавание, фехтование, управление конем, шахматы, охота, песнопение. Чтение и письмо не были обязательными для рыцаря и многие из них были неграмотными. По достижении 21 года он путем церемонии посвящался в рыцари. По инициативе ученых возникают средневековые университеты, они пользовались правом самоуправлять, защищать свои права, являются символом свободы слова и демократических отношений. Средневековые университеты имели 4 факультета: богословный, медицинский, юридический, артистический (факультет искусств). Прославили среднее века: Альбин-Алькун (деятель школьной реформы), Ф.Аквинский (пытался объединить церковную веру и знания), Пьер Абилляр (разработал методы обучения).
6. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (14-16 в) Эпоха Возрождения смела мрачную краску и провозгласила человека высшим божественным созданием. Деятели эпохи Возрождения гуманисты выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь органического круга лиц – социальной верхушки общества. Они не выступали против эксплуатации крестьян, не защищали их прав на образование, мало заботились о просвещении народа, считали его главным занятием физический труд. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы. В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы как математика, астрономия, механика, естествознание. Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям. Продолжались развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек. В большинстве городские школы обучение осуществилось на родном языке учащихся. Витторино де Фельтре (1378-1446) (Италия) организовал школу «Дом радости» (верховая езда, этика, танцы, спорт) В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики. Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы по указаниям Виторрино. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.
Франсуа Рабле (1494-1553). Написал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», который представляет собой своеобразную веселую энциклопедию нравов европейского Ренессанса. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» сатира на схоластическое средне- вековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание сПродуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности. Рамбле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была впервые высказана английским мыслителем-гуманистом Томасом Мором (1478-1535). Им была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом. В своей книге «Утопия» Мор подверг острой критике несправедливый социальный строй Англии и противопоставил ему идеальный строй, сложившийся на фантастическом острове «Утопия», где частной собственности не существует. Его социализм не носит научного характера, а является лишь мечтой. Мор полагал, что достаточно освободиться от дворян, служителей культа и других бездельников, чтобы удовлетворить потребности всех членов общества. В свободное от работы время утопийцы проводят в библиотеках и музеях, с увлечением занимаясь самообразованием. В книге «Утопия» им намечены несколько принципиальных педагогических идей: равенства образования независимо от пола; равное начальное обучение; преподавание на родном языке программ полезных светских знаний (чтение, письмо, математика, музыка, естествознание, агрономия и пр.); необходимость освоения какого-либо ремесла; непременность самообразования, подчеркнул огромную роль трудового воспитания.
Эразм Роттердамский сатирическое сочинение «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества – невежество, тщеславие, лицемерие. Эразм склонялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей. Он подчеркивал, что вне воспитания нельзя достичь эффективного развития человека. Он писал, что к воспитанию следует приступать с первых лет жизни, осуждал грубых учителей, не видел никакой педагогической пользы в физических наказаниях. Шагом вперед были взгляды Эразма на женское образование. Он рекомендовал одинаковую программу женского и мужского образования. В основном педагогическом тракте «О первоначальном воспитании детей», «О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения» Эразм определил необходимость сочетания античной и христианской традиции при выработке педагогических идеалов, принцип активности воспитанника. Томмазо Кампанелла – итальянский философ, бунтарь, еретик, провел 27 лет в тюрьме, где написал ряд трактов, в том числе «Город солнца», произведение построено в форме рассказа мореплавателя. В утопии «Город солнца» рисуется образец общества экономического и политического равенства. В тракте изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. В городе солнца заботятся об улучшении «породы людей», т.к. убеждены, что это основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории и обычаев. Соляриям прививают любовь к искусству, прекрасному, естественной красоте человека. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и привлекательностью. Главой государства является наиболее образованный и ученый гражданин. Девочки и мальчики учатся вместе, им преподаются чтение, письмо, математика, история, география и естествознание, с ними занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми, их обучают ремеслу. Широко используется принцип соревновательности. В качестве учебника используют пособие «Мудрость», где сжато и доступно изложены все науки.
7. Эпоха Возрождения: Ян Амос Коменский: воспитание и школа в планах переустройства мира на основе гуманизма Коменский – ведущий представитель чешской реформаторской церкви. Возглавлял протестантскую общину Чешских братьев, руководитель и учитель братской школы, преподавал в гимназии. Его педагогические взгляды сложились под влиянием идей Платона, Аристотеля, Бэкона, Спинозы. Школу Коменский считал «мастерской гуманности». Коменский требовал, чтобы все дети – богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики идевочки обучались в школе родного языка. Он выдвинул идею всеобщего начального обучения. Помнению Коменскому, имеются 3 ступени, 3 задачи воспитания: познание себя и окружающего мира(умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к богу(религиозное воспитание). Коменский оценивал роль воспитания очень высоко. Человек делается человеком, говорил он,только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте – вдетстве. Через все педагогические сочинения Коменского проходит мысль, что правильное воспитание вовсем должно сообразоваться с природой (принцип природосообразности). Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщимзаконам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4возрастных периода, по 6 лет каждый: - детство (от рождения до 6 лет), - отрочество (от 6 до 12 лет), - юность (от 12 до 18 лет), - возмужалость (от 18 до 24 лет). В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усилениемфизическим ростом и развитием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображения сих исполнительными органами – языком и рукой; юность. Помимо указанных качеств,характеризуется более высоким уровнем развития мышления (понимания и суждения) ивозмужалость – развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Основные труды «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках», «Великая дидактика». Коменский высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник и осуществил это на практике. Он требовал чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким, не имел бы ничего лишнего, отвлекающего ненужными деталями от главного. В «Великой дидактике» сформулированы педагогические принципы. Принцип социальной полезности образования; принцип социального равенства и справедливости образования; учить всех всему образованию иерархия целей образования (разум человека стоит на 1 месте); принцип универсальности знаний; ориентация на человека, человеческий разум, а не государство; затронул все сторону педагогики. В «Великой дидактике», Коменский высказал мысль о том, что образование необходимо всем, в воспитании нуждаются и тупые, и даровитые. Всем людям необходимо воспитание, для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными. Для формирования юношества необходимо повсеместное открытие школ, так как родители не могут обучать своих детей, для этого нужны профессиональные люди. Образование в школах должно быть универсальным, то есть в школе всех должны учить всему тому, что касается человека. «Материнская школа» – первое пособие религиозного воспитания (нравственность); умственного (языки и наука); благочестия (правильное поведение людьми это делает вера). Специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста. В первой главе говорится о том, что дети – бесценное сокровище, дар Божий и к ним нужно относится в величайшей заботой. Бог любит маленьких детей и строго приписывал нам попечение о них. Во второй главе о том, к чему стремиться при воспитании детей. Родители должны не только научить детей есть, пить, ходить, говорить, основное попечение должно быть о душе как о главной части человека. «Мир чувственных вещей в картинках» – пособие по обучению грамоте – иллюстрированная детская энциклопедия первоначальных знаний. Содержит 150 статей, каждая снабжена рисунком, даются сведения о природе; о деятельности человека; об общественной жизни.
8. Теории свободного, естественного, индивидуального и классового образования, социализации и воспитание человека (Ф.Фребель, Ж.Ж.Руссо, Д.Локк) Джон Локк (1632-1704) – английский философ, экономист, политический мыслитель и педагог. Преподавал в Оксфордском университете, служил у видного политического деятеля лорда Эшли, был воспитателем его детей и домашним врачом. Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании» (1693). Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена –умеющего «вести свои дела толково и предусмотри-тельно». Этот дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время должен обладать качествами буржуазного дельца. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, а дома. Локк рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному воспитателю. Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию (необходимо с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены). Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование – важнейшие задачи воспитания. Главными воспитательными средствами являются пример, среда, окружение ребенка. Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей. Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка. Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное – не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу. Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством. Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям. Локк считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов. Поэтому в каждом приходе следует организовать «рабочие школы», куда в обязательном порядке направлять тех детей с 3 до 14 лет, родители которых обращаются за пособием в приход. Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта». В холодное время, если это будет признано нудным, можно без всяких затруднений добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т.д. изделия детей будут продаваться и окупать их содержание. Особенно важно, указывает он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет могучим воспитательным средством. Локк своими философскими и педагогическими трудами, своей теорией государства и «естественного права» оказал значительное влияние на французских просветителей.Труды: «Опыт о человеческом разуме», «Некоторые мысли о воспитании», «Записка о рабочих школах», «О воспитании разума».
Фридрих Фрёбель – наиболее яркая фигура движения педагогического романтизма, получившего развитие в Германии в 1 пол.19 в. Немецкий педагог теоретик дошкольного воспитания. Учился в двух университетах, но из-за материальных затруднений оставил обучение и стал работать, испробовав несколько профессий. Встреча с последователем И.Г.Песталоцци – директором образцовой школы г.Франкфурт-на-Майне определила интерес Фридриха к педагогике. В 1805-07 преподавал в этой школе естественные науки. В 1807-10 работал в институте Песталоцци, под влиянием которого утвердился в решении посвятить себя педагогической деятельности, завершив предварительно высшее образование. В 1816 в Тюрингии в деревне Грисгейм Фридрих открыл свое первое воспитательное учреждение «Универсальный германский воспитательный институт» (через год – в соседней деревне Кайльгау). Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фридрих в своем институте занимался с детьми физическим упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность. В 1817 опубликовал свой первый литературный труд – «К нашему немецкому народу». С 1820 ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 издал книгу «Воспитание человека» – главный труд, в котором систематически изложил свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах. В 1828 Фридрих был обвинен в распространении вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей из института, который в 1829 пришлось закрыть. Фридрих пытался открывать воспитательные учреждения в разных местах, но всюду встречал сопротивление. В 1833 Бернское правительство предложило Фребелю возглавить сиротский приют, основанный Песталоцци, в котором обучались дети разного возраста, в том числе дошкольники. Проводя с ними экспериментальную работу, Фридрих определял содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста. В 1837 Фребель вернулся в Тюрингию и основал учреждение, которому в 1840 дал название «дет сад». Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фридрих в 1838-40 издавал газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей». В 1843 опубликовал «Материнские и ласкательные песни», в 1844 под его редакцией вышли «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в дет саду в Бланкенбурге», в 1851 выпустил «Журнал», содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающего воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни.
Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составлена книга «Педагогика дет сада» (в России переведена в 1913 H.Соколовым под названием «Дет сад»). «Дет сад» просуществовал 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств, но Фридрих продолжал работу и осуществил подготовку «дет садовниц» – воспитательниц. С точки зрения Фридриха, цель всеобщего образования состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью, а не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к предопределенному месту в обществе или обучать их какой-либо профессии. Фридрих рассматривал воспитание как двусторонний, затрагивающий ученика и учителя процесс, в котором учитель, руководствуясь педагогическими принципами, воздействует на развитие личности главным образом с помощью множества различных видов деятельности, процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя. Фребель пришел к выводу что виды деятельности (игра, учеба и труд) имеют особое значение для воспитания. Центром педагогической системы является теория игры – детская игра «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира» – эта высшая ступень детского развития. Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Он создал знаменитые «Дары» – пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений. Система Фребеля получила широкое распространение в других странах, в том числе в России, где с 70-х г 19 века создавались Фребелевские общества. Фребель – основоположник современных учений дошкольного воспитания в детских садах.
Ж.Ж.Руссо (1712-1778 – 18 в.) – французский философ-просветитель, писатель. Родился Руссо в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика, не получил образования, еще ребенком был отдан в ученье граверу, но бежал, не выдержав побоев и холода. Так начинается его скитальческая жизнь. Много раз он пересекал Францию и Швейцарию, перепробовал много профессий. Сложившимся человеком возвращается в Париж, знакомится с лучшими представителями новой буржуазной интеллигенции, публицистами и философами. Резко выступал против общественного неравенства, существующих социальных институтов и церкви, выражал интересы, прежде всего крестьян и ремесленников. Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. В нем Руссо показал путь воспитания свободного человека нового буржуазного общества. Человек, по мнению Руссо испорчен современным обществом: воспитывать ребенка следует вне испорченного общества, вдали от цивилизации, на «лоне природы». Герой произведения Эмиль, происходящий из знатной семьи. В результате полученного им воспитания он должен стать свободомыслящим и жить собственным трудом. Дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой, необходимо учитывать его возрастные особенности. Руссо считал, что на ребенка воздействуют 3 фактора: природа – внутренне развивает наши задатки и органы, люди – помогают использовать это развитие, вещи (предметы) – действуют на нас и дают опыт (это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют). Правильным воспитанием будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласовано, в одном направлении).Задача воспитания – привести в гармонию действие этих сил. В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. В центре воспитания стоит ребенок и его природа, воспитывать ребенка необходимо в обстановке радости и в уважении его потребностей, предоставлять воспитаннику свободу выбора и действий. Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, – прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.
В своем романе Руссо дает периодизацию, деля жизнь ребенка на четыре этапа:1 – от рождения до двух лет. 2 период – детский возраст от 2 до 12 лет;3 период – отроческий возраст от 12 до 15 лет;4 период – юношеский возраст от 15 до 18 лет. Таким образом, существует четыре книги «Эмиля», каждая из которых посвящена одному из периодов воспитания. В первой книге своего романа «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо рассказывает о первом периоде жизни ребенка. Воспитатели ребенка родители – мать и отец. Основой всего является физическое воспитание. В этот период никаких пеленок, режимов, врачей, приучать ребенка к темноте. В этой же главе автор пишет о том, что отцы должны выполнять три задачи, он должен дать: «человечеству – человека, обществу – общественных людей, государству – государственных граждан». Если по каким-либо причинам одна из задач не выполняется, то мужчина не имеет права быть отцом. Итак, в первой книге Руссо дает практические советы о том, как растить здорового полноценного ребенка, главное в которых – свобода движений, доброе отношение к ребенку, развитие познавательных процессов, физическое развитие детей и начало формирования речи. Вся вторая книга «Эмиль или о Воспитании» посвящена второму периоду жизни ребенка. Детский возраст от 2 до 12 лет Руссо называет «сон разума». В этот период ребенку нельзя ничего запрещать, нельзя наказывать, нельзя сердиться. Но, однако, «воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно – сиди в холоде, сломал стул – сиди на полу, сломал ложку – ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка. Ребенок начинает ходить, но по-прежнему надо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, а не заставлять его заучивать рассказы и сказки, ребенок еще не способен рассуждать. Учить ребенка до 12 лет не нужно. Пусть все измеряет, взвешивает, считает, сравнивает сам, когда почувствует в этом нужду. Хорошо бы 12 лет вовсе не знать книг. Первой и единственной книгой должна быть «Робинзон Крузо», герой которой, попав на необитаемый остров, добывал все необходимое для своей простой жизни. Ребенок не имеет нравственных понятий, но пример важен.
В этом возрасте нельзя принуждать ребенка заниматься против воли, а нужно упражнять его чувства: зрение, при помощи рисования, измерения определенных объектов, развитие глазомера; слуха – пения и музыки; осязание – распознавать тела, попадающие под руки. В возрасте от 2 до 12 лет нельзя постоянно уберегать ребенка от ушибов, но необходимо, чтобы он рос, познавая боль. Страдание, по мнению Руссо, первая вещь, которой должен научиться ребенок, и это умение понадобится больше всего, поэтому Эмиля он воспитывает в природных условиях, он приводит его на луг, и там ребенок бегает, прыгает, падает, но быстро встает и продолжает играть. В третьей книге Жан-Жак Руссо рассказывает о третьем периоде жизни ребенка. Осуществляется умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте необходимо развивать любознательность, давать знания о природе на экскурсиях, прогулках, приобщать к труду. Свободный человек, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу, поэтому Эмиль обучается руду полезных профессий. Руссо считает, что «голова Эмиля – голова философа, а руки Эмиля – руки ремесленника». С 15 лет до вступления в брак наступает четвертый период – «период бурь и страстей» – период нравственного воспитания. Оно может быть дано только в обществе. Развращенный город не страшен теперь Эмилю, которой достаточно закален от городских соблазнов. Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека. Руссо считал, что лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала. Свою пятую книгу «Эмиля или о Воспитании» автор посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля – Софи. Она должна быть воспитана для него, но ее воспитание должно быть противоположно воспитанию Эмиля. Никаких умственных занятий, отсутствие личного мнения, женщине следует заботиться о своем здоровье и здоровье своих детей.
9. Социально-экономические и политические предпосылки создания новых концепций и моделей воспитания, социализации (И.Г.Песталоцци, К.Гельвеций, Д.Дидро, А.Дистерверг) Педагогика Запада существовала в ситуациях социальных потрясений (европейские революции и войны, гражданская война в США). На эволюцию педагогики повлияли события мирового и общеевропейского масштаба, а также социальные процессы в каждой стране. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) родился в Швейцарии, в семье врача. Отец умер рано, и мальчика воспитывали мать и преданная служанка, простая крестьянка. Во время каникул в деревне у деда Песталоцци близко знакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу. Песталоцци получил образование в начальной, затем в латинской средней школе, затем поступил в высшее учебное заведение гуманитарного направления. Песталоцци хорошо знал произведение французский просветителей прочитал роман «Эмиля» Руссо. Не закончив высшее учебное заведение он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Нейгоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Песталоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился и вынужден был искать новых путей применения своих сил на пользу народу. В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производственным трудом. Политическая власть не поддержала взгляды Песталоцци и он вскоре был вынужден закрыть приют.
В 1798 в Швейцарии произошла буржуазная революция, после подавления восстания осталось много беспризорных детей, новое правительство поручило Песталоцци организовать для них воспитательное учреждение. В здании бывшего монастыря Песталоцци открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возраста от 5 до 10 лет. Состояние детей было как в физическом, так и моральном отношение самое ужасное. Он стремился сделать приют большой семьей и стал для детей заботливым отцом и лучшим другом. В связи с военными действиями помещение приюта потребовалось для лазарета, и приют был закрыт. Песталоцци тяжело перенес этот удар. Он утверждал, что воспитание и образование должно быть достоянием всех людей. Школу считал одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Он считал, что важнейшим средством воспитания и развития человека является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. Центром всего воспитания является формирование нравственности человека. Цель воспитания по Песталоцци заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Основной принцип воспитания это согласие с природой. Воспитание ребенка, говорил он должно начаться с первого дня появления его на свет. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к все более сложному. Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.
Эпоха Нового времени отмечена творчеством немецкого педагога Адольфа Дистерверга (1790-1866). Дистерверг сосредоточил свои исследования в сфере народной массовойшколы. Он преподавал в семинариях педагогику, математику и немецкий язык. Плодотворную педагогическую деятельность Дистерверг успешно совмещал с большой литературной и методической работой. Основной педагогический труд Дистерверга «Руководство к образованию немецких учителей», в котором изложил свои взгляды на общие задачи и принципы обучения, а также свыше 20 учебников. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Важнейшим принципом воспитания Дистерверг считал вслед за Песталоцци природосообразность (следовать за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника). Большой заслугой Дистерверга является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервергу это нормы морали, быт, потребления. Внутренняя культура – духовная жизнь человека. Высшую цель воспитания Дистерверг определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру». Полезными для школы оказались дидактические правила, сформулированные Дистервергом: ясность, четкость, последовательность, наглядность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр. Клод Адриана Гельвеций (1715-1771) написал педагогический труд «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Большое значение он придавал формированию человека под влиянием среды, общественно-политического строя, господствующего в стране. Гельвеций считал необходимым сформировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества. Надо воспитывать патриотов, которые в состоянии объединить идею личного блага и благо нации. Гельвеций считал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. Гельвеций надеялся, что в результате просвещения и воспитания будет создан человек, свободный от предрассудков, от суеверий, настоящий атеист, патриот, человек, умеющий сочетать личное счастье с «благом нации».
10. Социально-педагогические идеи и деятельность Роберта Оуэна Роберт Оуэн (1771-1858) (Англия) философ, педагог. Родился в семье ремесленника и рано начал жить своим трудом. Оуэн понимал, что капитализм несет страдания народным массам и стал разрабатывать реформаторские планы, которые должны были улучшить положение рабочих. Встал во главе бумагопрядильной фабрики. Условия труда на этой фабрике были такие же, как и на остальных фабриках того времени: рабочий день 13-14 ч., заработная плата ничтожная, жилищные условия ужасные, культурный и моральный уровень рабочих был низким, широко применялся детский труд. Оуэн решил улучшить условия жизни и труда рабочих (сократил рабочий день, увеличил заработную плату, построил новые жилища, организовал отдых, запретил привлекать детей моложе 10 лет, создал ряд воспитательно-образовательных детских учреждений: «школу маленьких детей» от 1-6 лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр; «начальную школу» для детей 6-10 лет; «вечернюю школу» для подростков, работающих на производстве. Для взрослых рабочих и их семейства вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения. Школа для маленьких детей (учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухи, уделял внимание физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию детей в духе коллективизма. Много внимания уделялось эстетическому воспитанию. В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Оуэн совершенно исключил из школы обычное для того времени религиозно-догматическое обучение. Все обучение строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты рисунками, изображениями животных и растений; на занятиях использовались различные наглядные пособия. Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию. С 10 лет дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.
Оуэн создал «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения (он утверждает, что характер человека определяется независимыми от его воли условиями окружающей среды). Он полагал, что если изменить условия среды и воспитание, то можно сформировать любой характер. Появятся новые люди, которые мирным путем установят социалистические отношения. «Новый институт» посещали капиталисты и аристократы, государственные, общественные деятели, многие ученые. В своих выступлениях подверг резкой критике капиталистический строй. Он полагал, что новый строй будет создан не путем революции, а путем создания коммунистических общин, кооперативов и в особенности правильно организованного воспитания. Он говорил, что воспитание – будет всесторонним, образование – подлинно научным. Умственное образование будет соединено с физическим воспитанием и производительным трудом. В 1825 г основал коммунистическую колонию «Новая Гармония» Собственность в колонии объявлялась общественной, устанавливался общий труд, и в соответствии с затраченным трудом распределялись продукты труда. Все члены колонии имели право на одинаковую пищу, одинаковую одежду, одинаковое жилье и одинаковое воспитание. Опыт был обречен на неудачу. Сами колонисты были не подготовлены к такому «социальному эксперименту», они стали враждовать друг с другом, и стремился к обогащению, а затем разделили общественное имущество.
11. Концепция социальной педагогики Пауля Наторпа Пауль Наторп (1854-1924) – немецкий философ, теоретик социальной педагогики. Был домашним учителем, преподавателем в гимназии; профессор Марбургского университета, один из основоположников марбургской школы неокантианства, способствовал интерпретации педагогики в духе «этического социализма». Считая социальное воспитание приоритетным по отношению к двум другим сферам общественной жизни: хозяйственно-экономической и политической. Согласно Наторпу, человек представляет собой микрокосм, в котором сконцентрирован весь мир в миниатюре в одном пункте, следовательно, все науки изучают человека с разных сторон. Высшую цель воспитания и образования видел в осмыслении индивидом социальной действительности, его включение в бесконечное движение человечества к идеальному обществу, где каждый человек становится не только средством, но и целью. В его основных трудах «Социальная педагогика», «О философии как науке, фундаментальной для педагогики», «Культура народа и культура личности» – главенствует проблема научного статуса и предмета педагогики. Выделяется три взаимосвязанных типа социальной деятельности: хозяйственная, административная, педагогическая (образовательная). В своем труде «Социальная педагогика» рассматривал школу как важнейший инструмент социализации в виде рабочего сообщества педагогов и учеников. Наторп утверждал, что индивидуальное самосознание эффективно формируется в атмосфере человеческих взаимоотношений, где нет места соперничеству между детьми. По Наторпу, индивид осознает в первую очередь то, что хочет другой или он сам, а далее ищет способ осуществить такое желание.
12. Социально-педагогическая деятельность Я.Корчака Януш Корчак (1878-1942) – польский педагог, детский писатель и публицист, общественный деятель, врач-педиатр. Работал в детской больнице, был воспитателем в летних детских колониях. На средства от пожертвований создал в Варшаве «Дом сирот», заведовал интернатом «Наш дом», преподавал винституте специальной педагогики, Свободном польском университете, навысших педагогических курсах, выступал экспертом по делам несовершен-нолетних. Труды «Как любить детей», «Право ребенка на уважение», «Правила жизни», «Школа жизни», «Современная школа», «Шутливая педагогика». При фашистской оккупации пытаясь сохранить «Дом сирот» вместе с ближайшей помощницей Вильчинской, 200 своими воспитанниками и всем персоналом детдома погиб в газовых камерах концлагеря. Центральное место в его педагогическом творчестве занимает идея самоценности детства как по-своему полноценного этапа жизни человека, а не просто периода подготовки в взрослой жизни. Он считал педагогику не о детях, а о людях; относился к ребенку прежде всего как к человеку, с уважением, и доверием. Условие этого – самоуправляемый детский коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребенка, необходимый ему социальный опыт. Самоуправление в его детдоме включало свой Кодекс, совет самоуправления, детский суд, детский сейм.
13. Социально-педагогические идеи и деятельность Г.Гмайнера Герман Гмайнер австрийский социальный педагог создатель педагогической системы «детских деревень», предназначенных для воспитания детей-сирот в условиях, максимально приближенных к семейным. В 1949 г. на пожертвования построил в Имсте первый дом для таких детей. В конце 1950 г. пять домов составили там первую «детскую деревню». К 1993 г. социально-педагогические образования такого типа, основанные на благотворительности, при содействии католической церкви, действовали уже в 120 странах мира. Деятельность Г.Гмайнера опиралась на опыт педагогического комплекса А.Г.Франке, «деревень спасения» И.Вихерна (с расположением детей по «семьям» в отдельных домах), домов для сирот Э. фон Типе-Винклер и педагогического объединения, организованного в 1947 г. в Швейцарии «Союзом детской деревни Песталоцци». Отказавшись от того, чтобы разновозрастную группу детей в «доме» возглавляло духовное лицо, Г.Гмайнер отдал их на попечение одинокой женщины-католички, согласившейся соединить профессию воспитательницы с образом жизни матери в многодетной семье и потому имеющей право называться «мамой». После выхода на пенсию она получает возможность жить в «доме для матерей». Вторым лицом в «доме» является «тетя», помощница «мамы», живущая в «доме для теть»; она может стать затем и «мамой». «Детская деревня» — открытое учреждение, не имеющее заборов, сторожей, вахтеров. По определенному расписанию оно свободно для посещения частными лицами и представителями организаций, регулярно делающими взносы на его содержание, а также родственниками детей. В него принимаются дети в возрасте до 10 лет. В доме-семье живут 6-8 детей. Они обычно ходят в школу, расположенную в данной местности. В детсад «детской деревни» принимаются дети из ее окрестностей. Часть детей передается на усыновление и патронат. После выпуска в 15 лет до окончательного жизненного самоопределения воспитанники могут находиться в «молодежном доме», где предусмотрена должность наставника-воспитателя.