Метод проектов
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
ПроектУченикВ основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.ПедагогПреподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Основные этапы метода проектов1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); - в каких источниках можно найти информацию; - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); - с какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта – практическая часть.4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Результаты: Проекты должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Основные требования к проекту. наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.начинается с планирования действий по разрешению проблемы требует исследовательской работы учащихся поиск информации результатом работы над проектом, является продукт подготовленный продукт должен быть представлен общественности
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и или под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Классификация проектов по продолжительности
Виды презентационных проектов - Деловая игра.- Демонстрация видеофильма - Диалог исторических или литературных персонажей.- Защита на Ученом Совете.- Игра с залом.- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.- Научная конференция.- Отчет исследовательской экспедиции.- Пресс-конференция.- Путешествие.- Реклама.- Ролевая игра.- Соревнования.- Спектакль.- Спортивная игра.- Телепередача.- Экскурсия.- Устный журнал
Виды проектов: исследовательское-творческиеролево-игровыеинформационно-практико-ориентированныетворческие
Степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме: 1-й этапУЧИТЕЛЬ ученик2-й и 3-й этапыучитель УЧЕНИКПоследний этапУЧИТЕЛЬ ученик
Общеучебные умения и навыки: 1.Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);- умение находить несколько вариантов решения проблемы;- умение выдвигать гипотезы;- умение устанавливать причинно-следственные связи.3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс;
6.Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи;- умение уверенно держать себя во время выступления;- артистические умения;- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Учебный проект с точки зрения Учащегося -это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.Учителя -это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации