Педагогический проект«Исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий» Автор проекта: Павлова Н.Б. учитель биологии МОУ Горельская сош Тамбовского района
Актуальность проектаПеремены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи. Поэтому в настоящее время речь идет о построении учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом.
Новизна опытаДополнение программы по биологии с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, а также с учетом оснащения материально- технической базы Использование современных компьютерных технологий Исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеклассной деятельности. Подготовка и организация проектов: «Экологическая тропа» «Святой источник» «Природа – бесценный дар, один на всех» «Исследование Горельского леса» (животный и растительный мир, грибы, болезни леса, ресурсы леса). «Экологическое состояние и охрана природы Тамбовской области» : «Мониторинг водной среды р. Цна» «Мониторинг воздуха в с. Горелое» Буклеты ГазетыДидактический материал (разработки уроков, тесты, кроссворды)
ПротиворечиеВ современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к уровню универсальных учебных действий (компетенций), с одной стороны, и недостаточной подготовкой учителя по формированию универсальных действий, с другой стороны.
ПроблемыОграниченность времени на освоение объемных школьных программ.Низкий уровень умений работать с учебником и другой научной литературой у учащихся среднего и старшего звена. Снижение мотивации к изучению предмета.
Объект и предмет исследованияОбъект исследования:процесс формирования универсальных учебных действий.Предмет исследования:влияние организации УВП на основе исследовательской деятельности на повышение качества знаний, мотивации обучающихся и формирование универсальных учебных действий..
Гипотеза Можно предположить, что организация УВП на основе исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время обеспечит:Доступность и понимание учебного материала;повышение внутренней мотивации учащихся;более высокое качество знаний обучающихся по биологии;В результате использования результатов исследований, обучающиеся начнут свободно ориентироваться в учебном материале, научатся выделять главное, будут лучше запоминать изучаемый материал.
Цели и задачиЦель: обоснование и экспериментальная проверка исследовательской деятельности в образовании как средства формирования универсальных учебных действий на уроках биологии.Задачи:показать, что способ предоставления знаний в виде организации исследований – объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс;научить самостоятельно искать и перерабатывать информацию и обмениваться ею;способствовать формированию устойчивого интереса к предмету;внести вклад в воспитание личности, способной к самообразованию и адаптированной в современном обществе
Участники и сроки реализации проектаУчастники: обучающиеся 7-11-х классов.Сроки реализации: 2008-2010 годы.
Прогнозируемый результатПовышение качества знаний в достаточно короткие сроки и, как результат повышение интереса к предмету и уровня мотивации обучающихся.В результате использования в обучении результатов исследований, обучающиеся начнут свободнее ориентироваться в учебном материале, научатся практически применять изучаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно и использовать знания для решения проблемных ситуаций, жизненных задач.
Теоретическая база проектаИнновационный процесс распространения исследовательской деятельности в педагогике закономерен: об использовании исследований и их эффективности писали Н.П. Гузик, Н.П. Шаталов, Г.К. Селевко, В.В.Гузеев, Т.В. Щукина и другие;
Теоретическая база проектаОдной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе образования является организация детской научно-исследовательской деятельности.
Теоретическая база проекта
Теоретическая база проекта
Теоретическая база проектаВ результате при проведении исследований каждый ученик самостоятельно добывает необходимые знания, а не получает их в готовом виде, самостоятельно изучает и описывает те сведения и наблюдения, которые он наравне с другими получает в ходе исследования. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способов работы с материалом, материалы работ побуждают учащихся самостоятельно выдвигать идеи, делать собственные выводы. Использование такого подхода в обучении позволяет строить взаимодействие по схеме: учитель – исследование – ученик. При этом учитель становится координатором, методологом, а функция ученика приобретает характер внутреннего диалога с источником и результатами исследования.
Этапы реализации проектаПодготовительный – актуализация темы проекта, определение целей и задач.Исследовательский – изучение теоретической базы и научной литературы; знакомство с передовым опытом; отбор технологий; подбор материала. Внедренческий – разработка и применение исследований разного типа на уроках и во внеурочной деятельности в 7-9 классах;.Аналитический – анализ проделанной работы; выявление наиболее эффективных приемов и методов; обобщение опыта; подведение итогов.
Педагогические технологииИнформационно – коммуникационные технологии.Технология тестового контроля.Личностно – ориентированные технологии.
Методы и приемысловесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации; рассказ, лекция, семинар, беседа);репродуктивные и проблемно-поисковые методы — (аспект мышления).методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления обучением).
Формы работыфронтальная,коллективная, групповая,индивидуальная.
Продукты проектаВыступления на педагогических советах и научно – практических конференциях различного уровня.Дидактический материал.Разработки уроков.БуклетыПрезентацииТворческие отчеты
Методы диагностикиОпрос.Самодиагностика.Тестирование.Анкетирование.
Результаты диагностикиДиаграмма качества знаний по биологии за три года (средние показатели по школе).
Результаты диагностикДиагностика качества знаний по классам за три года.и
Результаты диагностики Учебно-организационные умения
Развитие уровня мотивации(по данным психологического обследования)На уроках биологии происходит динамическое снижение стрессового состояния у обучающихся ,что благотворно сказывается на мотивации их обучения и их психофизическом развитии в целом.
Анализ уровня познавательного интереса обучающихся за период 2008-2010 учебные годы.Уровень познавательного интереса на уроках биологии является достаточно устойчивым и имеет тенденцию к динамическому росту. Значительно снижается процент детей с низким уровнем развития познавательного интереса.
Результаты по развитию интереса к биологии (Анкетирование) Средние показатели по школе
Эффективность проектаРезультаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы. В результате использования в обучении исследований, обучающиеся начинают свободнее ориентироваться в учебном материале, учатся выделять главное, классифицируют элементы знаний, лучше запоминают формулы и формулировки.
ВыводыРезультаты, полученные в ходе реализации проекта, подтвердили гипотезу о том, что применение исследовательской деятельности при организации УВП способствует формированию универсальных учебных действий.Анализ и обобщение опыта использования исследований приводят к выводу, что их применение, во-первых, способствует развитию памяти и внимания, повышает скорость восприятия и запоминания; во-вторых, способствует развитию системного мышления, умений выполнять разнообразные интеллектуальные операции; в-третьих, позволяет создавать более четкие структурно-логические схемы, что в свою очередь создает условия для оптимизации содержания учебной дисциплины.Систематическая организация исследований формирует запас слов, развивает память, аналитическое мышление, способствует развитию природоведческих компетентностей, У учителя появляется значительный резерв времени, который он может использовать на изучение современных вопросов биологии.
РезультативностьОрганизовано участие детей как в конкурсах, проводимых в школе, так и в районе. Исследование «Святой источник» было представлено на региональном конкурсе «Родник – источник жизни», где заняли призовое место в номинации «Исследование воды в источнике». В газете «Притамбовье» были напечатаны стихи о Святом колодце. Выпускница школы Н.Колмакова написала стихотворение «Горельские родники», Е. Маняхина – « Село ты моё родниковое». Научно-исследовательская работа «Природа – бесценный дар, один на всех» была представлена на конкурс «Зеленая планета», где была отмечена Почетной грамотой. Созданы презентации по разным темам и различного рода печатные материалы. Отчёт по проводимой исследовательской работе был представлен на районном семинаре по теме « Формирование основных компетентностей обучающихся в организации исследовательской деятельности». Красной нитью доклада « Формирование ключевых компетенций обучающихся в условиях работы разновозрастной группы « Юный эколог» было формирование учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. По реализации данной проблемы выступала на заседании КМО учителей естественно - научного цикла МОУ Горельская сош, на школьной научно-практической конференции «Знание- сила», «Земля — наш общий дом». Выступала с докладом на районной научно-практической конференции « Инновационная деятельность педагога – основа развития современной школы».( 2010 год), школьных педсоветах « Творческий подход к организации воспитательного процесса», « Создание на уроке и во внеурочной деятельности условий для развития мотивации успеха к учебно-познавательной деятельности», на КМО учителей естественно-научного цикла, на родительских собраниях, тематических вечерах.
Используемые ресурсыЛитература.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996.Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам // Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 1994.Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.Ланина И.Я. Не уроком единым… М.: Просвещение, 1991.Леонтович А.В., Саввичев А.С. Рекомендации по написанию исследовательских работ. В кн.: Материалы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. М., 2000.Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32-81. Введ. 01.01.82. М., 1981.Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.. М., Издательский центр “Академия”, 2000. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. - «Директор школы» 1998, № 4. Гурова, Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления // Вопросы философии, 1986. - № 1. - С. 37 – 42.4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Просвещение, 2003. – 399 с.Интернет – ресурсы.http://www.openclass.ruhttp://ru.wikipedia.orghttp://old.ulstu.ruhttp://www.it-n.ru
Спасибо за внимание!