Общество как сложная динамичная система. Софронова Л.В. МОУ лицей «Созвездие» 131г.Самара
Практические выводы изученного материала. Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представляет собою совместную деятельность людей ( не менее 2-х выводов)? Какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозависимости общества и природной среды? Как вы считаете, имеет ли значимость для вас изучение общественных дисциплин в школе?
План изучения нового материала. Общее понятие системы Характерные черты общества как системы. Социальные институты.
Понятие « система»относится как сложным объектам, так и механическим.
Являются ли системой отдельные детали водомера, разложенные на столе?В каком случае детали водомера осуществляют функцию системы?
Вывод: свойства системы принадлежат не ее отдельным частям, а только системе в целом.
Задание. Прочитайте пункт №2 параграфа « Особенности социальной системы». Составьте простой план данного текста.
план Сложный характер социальной системы. Наличие в составе системы разнокачественных элементов. Человек- основной элемент общественной системы. Постоянное изменение общественной системы. Интегративное качество системы как целого. Социальная система -самоуправляемая. Среда общества как системы. Функции общественной системы.
Задание. Превратите план в тезисы, кратко сформулировав основные положения прочитанного текста. Например. 1. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.
Общество как система имеет сложный иерархичный характер, в нем можно выделить различные уровни в виде подсистем.
Человек является универсальным компонентом социальных систем, он непременно включен в каждую из них, начиная с общества и заканчивая семьей.
Социальные институты.
Запомним. Социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей. Эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Социальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности. Эти формы сложились исторически. Такая деятельность регулируется нормами, обычаями, традициями.
Обратившись к тексту параграфа, определите характерные черты института образования.
Домашнее задание. Прочитать и осмыслить практические выводы к § 2. На что ориентирует каждый из практических выводов? Самостоятельно изучить фрагменты из работы Э.Шилза, включенного в параграф. Опережающее д/з. Подобрать примеры взаимодействия человека и природы.