МБОУ «Истимисская средняя общеобразовательная школа»Урок обществознания в 9 классе «Права несовершеннолетних» Разработала: учитель истории и обществознания Щелканова Нина Викторовна
Цели и задачи: Создать условия для ознакомления учащихся с международными документами о правах ребёнка. Создать условия для ознакомления учащихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ; Научить распознавать свои права; Воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам; Развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни; Научить отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека; Развивать творческие способности учащихся.
Основные вопросы уроков: Права ребёнка, закреплённые в международных документах; Личные и имущественные права ребёнка; Реализация и защита прав ребёнка.
Умения и навыки, отрабатываемые на уроке: Работа с текстом учебника, словарём и документами; Составление схем; Умение выбрать главное и правильно формулировать выводы; Умение отстаивать свою точку зрения; Умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Основные понятия урока: Декларация; Конвенция; Национальные меньшинства; Органы местного самоуправления; Наследование; Нотариус; Органы опеки и попечительства; Опека; Попечительство; Усыновление.
Внутрипредметные связи: Государство; Суд; Прокуратура; Дееспособность; Эмансипация; Договор; Сделка; Несовершеннолетние.
Оборудование урока: Сокращённый вариант Всеобщей декларации прав человека; Сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка; Выборка статей СК РФ и ГК РФ; Подборка заданий; Ватман; Маркер.
План урока: Сообщение темы и определение задач урока; Знакомство с международными документами по правам ребёнка; Знакомство учащихся с основными правами ребёнка, закреплёнными в СК РФ и ГК РФ; Осуществление защиты прав ребёнка; Составление Декларации прав учеников; Рефлексия; Домашнее задание; Итог урока.
Организация работы с документом: Изучить Конвенцию о правах ребёнка: Как вы считаете, какое из прав, определённых Конвенцией, является самым важным для ребёнка? Какое право является самым значимым конкретно для каждого из вас? Взять из Конвенции 1 – 2 права. Что могло бы произойти, если бы их отняли у ребёнка?
Опережающее задание: Инсценизация учащимися конфликтной ситуации: Как произошёл этот конфликт? Почему? Что чувствовали действующие лица? Счастливый ли был конец? Как этот конфликт мог бы быть предотвращён? Какие другие концовки могли бы быть? Какие и чьи права были проигнорированы?
Выводы: Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека. Выход из конфликта – совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта.
Работа с Семейным кодексом РФ:
Осуществление защиты прав ребёнка:
Ситуации: Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь со вздохом заметила, что дача, на которой она проводит всегда свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мама, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё». Оцените данную ситуацию с точки зрения закона. Восьмиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от бабушки и дедушки в подарок 1000 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что поскольку она очень любит музыку, то непременно на все деньги накупит аудиокассет. Оцените данную ситуацию с точки зрения закона. Мать 15-летнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться. Правомерно ли требование матери?
Литература к уроку: Бондаренко О. А. Открытые уроки. История 5, 6, 7, 10 классы. Основы государства и права 9 класс. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2002. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребёнка. Семейный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ.