Михаил Васильевич Ломоносов Поэт… ученый…человек... Независимая личность…реформатор…
Тема исследования:Дерзновенное, великое, ломоносовское…(Вклад М.В. Ломоносова в развитие русского литературного языка).
Цель работы: доказать огромное влияние филологической деятельности М.В. Ломоносова на развитие и становление русского языка.
Задачи исследования:1.Определить, что повлияло на филологическую деятельность ученого.2.Выяснить и обосновать, какие реформы внес М.В. Ломоносов в «устройство родного языка».3.Сравнить язык в разные периоды его развития.4.Определить значение трудов М.В. Ломоносова для России.
Годы учебы. Славяно-греко-латинская академия, Москва, 1731-1735 г.г. Марбургский университет, Германия,1736-1739 г.г.
Особенности русского стихосложения.
Сравнение ямба с хореем
Предложения М.В Ломоносова в стихосложении. Он выступал против устарелых и обветшавших церковнославянизмов в морфологии и лексике, например, мя, тя, вем, бо; иноязычных заимствований (из нем., голл. и англ. языков с развитием армии и флота; из франц. и итал. с развитием дворянской культуры); устарелого просторечия, например, утре вместо общерусского завтра.
«Риторика» М.В. Ломоносова использование афоризмов, пословиц, метких сравнений и изречений;создание правил, касавшихся стиля;учение о тропах;включение в речь аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений.
«Российская грамматика» М.В. Ломоносова Цель работы - обобщить результаты употребления языка и своими правилами указать пути языковой практике. Задачи :1.Создать свод правил русских слов.2. Выбрать грамматический материал.3.Заняться его обработкой и систематизацией.
“Наставление первое” – “О человеческом слове вообще”
1) Знак словесного ударения «для показания разной силы на подобных речениях»;2)правила слогоделения; 3) классификация 8 частей речи; 4)понятие грамматических родов, времен глаголов, наклонений, залогов; 5) двойственность причастия.
“Наставление второе” – “О чтении и правописании российском”
“Наставление третье” – “О имени”
“Наставление четвертое” – “О глаголе” Пример первого спряжения простых глаголов: ЗАЛОГА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО Наклонения изъявительного Время настоящееЕдинственное МножественноеЯ двигаю Мы двигаемъТы двигаешь Вы двигаетеОнъ, а, о двигаетъ Они двигаютъ
A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.
“Наставление шестое” – “О сочинении частей слова” «Имена прилагательные, местоимения и причастия должны с существительными, к которым прилагаются, быть согласны в роде, числе и падеже: искренней другъ, святая правда, похвальное дѣло, свои труды, неподвижные законы».
Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова 1.Ломоносов систематизировал и выбросил все устаревшие и уже недоступные пониманию обычного читателя слова.2.Теория «трех штилей» стремилась охватить не только жанры художественной литературы, науки и публицистики, но и вообще все разновидности речи. 3. Стили языка описаны с нескольких сторон 4.Для каждого жанра предусматривается один из трех стилей, отклонения не допускаются. 5.Ломоносов строго разграничил лексический запас каждого из стилей, что привело к систематизации языка.6.Функциональный подход к дифференциации стилей.
Упорядочение русской технической и научной терминологии М.В. Ломоносов ввёл в русский язык новые слова: воздушный насос, законы движения, зажигательное стекло, земная ось, преломление лучей, равновесие тел, удельный вес, магнитная стрелка, гашеная и негашеная известь, опыт, движение, наблюдение, явление, частица, кислота.
Великий реформатор М.В. Ломоносов М.В. Ломоносов спас русский язык от чуждых ему влияний и указал единственный правильный путь для развития — путь сближения литературного языка с народным языком.
Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России. Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.