ГОУ СПО Департамента образования г. МосквыКолледж автоматизации и информационных технологий №20 Михаил Васильевич Ломоносов 8(19) ноября 1711 года -1765г. Работу выполнил студент группы 2ВТ-27Сухов Андрей Преподаватель Павлова Любовь Кузьминична
Содержание Михаил Васильевич ЛомоносовРодина М.В.ЛомоносоваПервые учебникиАвтографы ЛомоносоваПуть Ломоносова из Холмогоров в МосквуОбучение в МосквеГде ещё учился М.В. ЛомоносовКниги М.В.ЛомоносоваОбращение М.В.Ломоносова к потомкамОткрытия ЛомоносоваЛюбимая наукаПамять народнаяПамятники М.В. ЛомоносовуНАГРАДЫИгра «Самый умныйНаши открытия
Михаил Васильевич Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года у ВасилияДорофеевича Ломоносова родилсясын – Михайло Ломоносов.Они жили в рыбацкойдеревушке на севере России,близ города Холмогоры Его отец был рыбаком, иготовил своего сына к тому же.С 10 лет Михайло былс отцом на промыслах в Белом иБаренцевых морях. СудноЛомоносова односельчанепрозвали «Чайка».
Галиот «Чайка», принадлежащий Ломоносовым
Родина М.В.Ломоносова
Первые учебники В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
Автографы Ломоносова Найденные автографы нам говорят о том, что Михайло Ломоносов, которому не сравнялось ещё и 14 лет, был уже настолько грамотным, что купцы, чиновники таможни и посадские люди Архангельска и окрестностей доверяли ему подписывание важных документов.
Отчаянный шаг Ломоносова Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить Михайле в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.
1730 года, декабря 7 дня отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов к Москве Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца, и попросил помощи у соседа, который и раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу "китаечное полукафтанье". Помог Ломоносову и ещё один земляк, о чём свидетельствует следующая запись в книге поручителей к выплате налога : "1730 года, декабря 7 дня отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 1731 года, а порукой по нем в платеже подушных денег Иван Банев расписался..."
Путь в науку В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову- книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.
Путь Ломоносова из Холмогоров в Москву Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»
Обучение в Москве В Москве Ломоносов поступил в славяно-греко-латинскую академию , так как латинский язык был международным языком науки. Нелегки были годы учебы. Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше и выше всех. Вот как об этом он вспоминал : «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил». Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. За пять лет он прошёл курс школы, и выучился латинскому и греческому языкам.
Где ещё учился М.В. Ломоносов В числе лучших двенадцати учеников, отправленных за хорошую учёбу в Петербург, был назван и Михайло Ломоносов. В день нового 1736 г. он прибыл в Петербург. Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Три более подготовленных студента: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук. Пять лет он учился в Германии, по возвращении стал работать в Петербургской академии наук.
Книги М.В.Ломоносова Автор трудов по русской истории. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в..Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики, создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств
Открытия Ломоносова Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли.Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и Сибири. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).
Открытия в области астрономии Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света»Открыл атмосферу на Венере
Открытия в области поэзии и литературы Разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика»;В 1751году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».
Открытия в области географии составил «Полярную карту»;разработал приборы для морского кораблевождения;доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды);доказал возможность Северного морского пути в Индию
Металлург, геолог Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России.
Открытия в области геологии Теория возникновения минералов и металловО причине землетрясений
Ломоносов - художник Открыл секрет изготовления смальтыИзготовил 40 мозаичных картинИзбран почетным членом Петербургской Академии художествОткрыл мозаичную мастерскую
Любимая наука -химия Вещи из химической лаборатории М.В.Ломоносова
Память народная М. В. Ломоносов умер в 1765 году. Уже при жизни учёного велика была его слава, причём не только в "пределах российских", но и в других странах. Памятник М. В. Ломоносову , установленный на его родине П. И. Челищевым
Памятники М.В. Ломоносову на Родине Памятник Ломоносову в г. Архангельске Памятник Ломоносову в г. Архангельске у ПГУ им М.В.Ломоносова
Обращение М.В.Ломоносова к потомкам “О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает,Каких зовет из стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать,Что может собственных ПлатоновИ быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать”.
НАГРАДЫ – Орден Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Игра «Самый умный» 1. В каком году и где родился Михаил Васильевич Ломоносов?2. Кем был отец Ломоносова?3. Как прозвали односельчане судно Ломоносова?4.Чем отличался Ломоносов в 10 лет?5. Во сколько лет Михаил стал постигать грамоту?6. Кто был его первым учителем?7. Назовите первые учебные книги Ломоносова8. Какое решение принял Ломоносов, чтобы продолжить обучение дальше?9. Когда и каким образом он добрался до Москвы?10. Сколько лет ему тогда было?11. Куда ему удалось поступить в Москве?12. Какой язык был международным языком науки в то время?13. Какие трудности возникли у Ломоносова?14. Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу?15. Где начал работать Ломоносов по возвращению на Родину?16. В каких областях раскрылся талант Ломоносова?17. Назовите его открытия.18. Что организовал Ломоносов?19. Что сделал великий учёный для развития образования в России?20. Какая медаль присуждается в наши дни учёным за выдающиеся работы в области естественных наук?
Наши открытия Красна птица пером, а человек умом.Корень ученья горек, а плод сладок.Кто грамоте горазд, тому не пропасть.Знания никому не в тягость.Грамоте учиться - всегда пригодится.С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.Перо пишет, а ум водит.Не на пользу читать, коли только вершки хватать.Кто хочет много знать, тому надо много читать.