« …Давайте делать паузы в словах…» Работу выполнила ученица 11 класса «Д»ГБОУ лицей № 1547 Медведева Анна
Что такое пауза хезитации? Паузы хезитации (паузы колебания) - некоторый перерыв в фонации, часто заполненный различными звуками. Заполненные или незаполненные паузы хезитации обычно свидетельствуют о том, что следующий за текущим фрагмент высказывания по каким-то причинам еще не готов к артикуляции и говорящему требуется дополнительное время на его формулирование.
Вербальные паузы хезитации Вербальные: а) фонетико-фонологические: вокализации (“э-э”, “м-м”, “гм”, “пхм”, “эгм”); удлинения звуков («нра-авится»; «с-слушать»); б) лексико-семантические (“этот”, “такой”, “самый”, “так”, “ну”, “вот”, “как бы”, “значит”, “в общем” и др.); в) синтаксические: метатекстовые комментарии (“короче говоря”, “так сказать”, “как говорится”, “знаешь”, “понимаете”, “надо сказать”, “в принципе” и др.); незаконченные высказывания - эти высказывания остаются незавершенными и в интонационном оформлении. («Даже дети в детском садике… Вот, мы сегодня разбирали вопрос о рекламе»); непреднамеренные повторы слов и словосочетаний (мне нравятся передачи <передачи> о животных; я смотрела телевизор <смотрела телевизор> и читала); г) морфологические: непреднамеренные повторы части слова («я имею в виду <ду ду ду>»); фальстарт («загружают фильм {ка} через диск) и рестарт («|лю| любимые передачи»).
Невербальные паузы хезитации Невербальные: а) незаполненная пауза колебания – длительный перерыв в звучании; б) паралингвистические паузы хезитации (покашливание, вздох, смех, прочищение горла, цоканье языком, кинесические элементы).
Факторы, влияющие на появление паузы хезитации психолингвистические – связано с основными этапами порождения высказывания (ориентировка, внутреннее программирование, реализация плана, контроль); языковые – связано с уровнями языка (можно выделить орфоэпические (трудности произнесения), лексические (выбор или поиск адекватного слова) и грамматические (морфологические и синтаксические)); социолингвистические - образование, возраст, пол, профессия, статус говорящего, тип языкового коллектива и др.; индивидуальные - узкий кругозор говорящего, слабые речевые навыки, небольшой словарный запас, привычки; психологические - волнение, темперамент, эмоциональное возбуждение, плохая память, рассеянное внимание, ощущение неловкости, нежелание говорить и др.; физиологические - плохое самочувствие.
Паузы хезитации на телевидении
Результаты опроса
Исследования Мешают ли паузы хезитации восприятию текста на слух или это явление уже стало неотъемлемым в речевой практике старшеклассников и не мешает им получать информацию?Мы провели небольшое исследование и ответили на этот вопрос.
речь учащихся десятых классов перенасыщена паузами хезитации.в условиях официального устного общения ответы учащихся на уроках литературы, истории и обществознания изобилуют в большей степени заполненными паузами типа «…ну-у-у…», «…э-э-э…» и «…а-а-а…»,телевидение влияет на формирование устной речевой культуры, предлагая примеры и образцы вовсе не для подражания.акцент на этой проблеме, поднятой в нашей работе, позволит следить за своей речью и постараться приблизить свою устную речь к возможному идеалу.