«Петр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский) Михаил Васильевич Ломоносов
Обучение грамоте.Грамоте Ломоносов обучился поздно к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова.
Арифметика Леонтия Магницкого Грамматика Милентия Смотринского
Страсть к знаниям заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.
После успешного окончания Славяно-греко-латинской Академии Ломоносов был направлен в Петербуржскую Императорскую Академию Наук
Физическая химияАстрономияГеографияРиторикаПедагогика
М.В.Ломоносов со свойственной ему гениальностью сумел разобраться в груде совершенно сырых, необработанных материалов; подметив главные, основные элементы, он выделил их из хаотической смеси и поставил в те довольно стройные взаимоотношения, которые под его рукой получает наш литературный язык.
Ломоносовская «Российская Грамматика» впервые проводит резкую грань между языками русским и церковно-славянским, между речью разговорной и «славенщизной»; языку церковно-славянскому, языку «церковных книг» впервые противопоставляется язык русский, «гражданский», живой говор народа, или, как выражается Ломоносов, «простой российский язык», «слова простонародные», «обыкновенные российские».
Приемы научного исследования, которым следует в своих филологических изучениях русского языка Ломоносов — приемы естествоиспытателя. Выводы свои он основывает на ближайшем, непосредственном обследовании самых фактов языка: он дает длинные списки слов и отдельных выражений русского языка, сравнивает, сопоставляет группы фактов между собой, и лишь на основании таких сличений делает выводы. Вообще в принципе лингвистические приемы Ломоносова те же, которых наука держится и в настоящее время.
Жанрово-стилевая реформа
Сам Ломоносов отдавал предпочтение «высокому штилю». Его перу принадлежат 20 больших по объёму торжественных од.
Силлабическое стихосложение.Равное число слогов в строке. Пауза в середине, Обязательное ударение на предпоследнем слоге.Рифма связывает смежные строки. Вирши петровской эпохиО коль ве-ли-ю ра-дость//Аз есмь об-ре-тох//Ку-пи-дон Ве-не-ри-ну//Ми-лость при-не-сохСолн-це лу-чи сво-и//На мя спус-ти-ло//И злу пе-чаль//Во ра-дость мне об-ра ти-ло
В.К.Тредиаковский. Ранняя редакция Ах! Невозможно сердцу пробыть без печали,Хоть уже и глаза мои плакать перестали;Ибо сердечна друга не могу забыти, Без которого всегда принужден я быти… Переход к силлабо-тоническому (слогоударному) стихосложению
Ночкой темною Покрылись небесаВсе люди для покоюСомкнули уж глазаВнезапно постучали:У двери Купидон,Приятный перервалсяВ начале самом сон. 1739 г. «Письма о правилах русского стихотворства.» Реформа распространена на все размеры; описано 30стихотворных размеров; открыт четырёхстопный ямб.
Науки юношей питают, Отраду старым подают В счастливой жизни украшают,В несчастный случай берегут;В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха.Науки пользуют везде.Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.»
Спасибо за внимание