Лирика
.Лирика – это область литературы.Выражает чувства и мысли автора.Слово в поэзии – богатое, большое, значительное.
ТЕОРИЯЛира – это древний музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни, стихи.Пейзажная лирика.Мы слышим голос автора, чувствуем его отношение к этой картине.Сюжет и герои.
ТЕОРИЯЛирика существует в стихотворной форме.Ритм – это сердце лирики.Рифма – это созвучие на концах стихотворных строк.
Готовимся к выразительному чтению1. Понять стихотворение и услышать его музыку.2. Узнать значение непонятных слов.3. Поработать над паузами и отметить их знаком -/.4. Расставить логические (смысловые) ударения.5. Определить темп чтения.6. Попробовать произнести только мелодию стихотворения.
БЕСЫА.С. ПУШКИН
Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою луна Освещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна.Еду, еду в чистом поле;Колокольчик дин-дин-дин…Страшно, страшно поневолеСредь невиданных равнин!«Эй, пошел, ямщик!..» -«Нет мочи: Коням, барин, тяжело;Вьюга мне слипает очи;Все дороги занесло;Хоть убей, следа не видно;Сбились мы. Что делать нам!В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня;Вот- теперь в овраг толкаетОдичалого коня;Там верстою небывалойОн торчал передо мной; Там сверкнул он искрой малойИ пропал во тьме пустойМчаться тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна.Сил нам нет кружиться доле;Колокольчик вдруг умолк;Кони стали… «Что там в поле?»«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;Кони чуткие храпят;Вон уж он далече скачет;Лишь глаза во мгле горят;Кони снова понеслися;Колокольчик дин-дин-дин…Вижу: духи собралисяСредь белеющих равнин.Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игреЗакружились бесы разны,Будто листья в ноябре…Сколько их? куда их гонят?Что так жалобно поют?Домового ли хоронят,Ведьму ль замуж выдают? Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна.Мчатся бесы рой за роемВ беспредельной вышине,Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне…
комментарии Здесь же всё как в рассказе, только стихами. Есть сюжет: ехал путник, началась метель, лошади сбились с пути, встали, снова побежали. Тут есть, кроме автора, другой герой – ямщик. Они разговаривают. Сюжет, ямщик и изображение чертовщины нужны для того, чтобы передать состояние автора. “Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин!” Страшно сбиться с пути ночью, зимой. Ямщик и тот не может найти дорогу, думает, что бес его водит. И в то же время – не только страшно и тревожно, но и весело от ощущения опасности, необыкновенности всего происходящего.“Мчатся тучи , вьются тучи…” Эти строки задают ритм всему стихотворению – ритм часто бьющегося сердца. Надо слушать музыку стихотворения. Казалось бы, обыкновенные слова, а так и слышишь завывание вьюги, и сердце не на месте.
АнализСтихотворения“Бесы”
Это стихотворение «Бесы», которое было написано А. С. Пушкиным Болдинской осенью в 1830 году.Необъятные зимние просторы, луна, совсем затерявшаяся в тучах и снежном вихре, ямщик и ездок в повозке.
Нашим глазам предстает краткий миг человеческой жизни, когда она на волосок от гибели. Драматический эпизод этот построен по законам драмы: действие в нем, быстро развиваясь, достигает кульминационной точки и разрешается в последней строфе.В начале стихотворения путник уже во власти метели и душой предчувствует ее волю над собой:Страшно, страшно поневолеСредь неведомых равнин!
Но он еще надеется проскочить опасность: «Эй, пошел, ямщик!..» Однако ответ ямщика рывком продвигает действие от надежды к нарастающему с каждой строкой отчаянию.Угроза гибели осмыслена. И дальше действие развивается столь же стремительно.Первое упоминание беса – простое присловье, как вводное слово «видно», отнюдь не означает «вижу»:«В поле бес нас водит, видно,Да кружит по сторонам».
«...Посмотри: вот, вон... играет,Дует, плюет на меня;Вот теперь в овраг толкаетОдичалого коня; Там верстою небывалойОн торчал передо мной;Там сверкнул он искрой малойИ пропал во тьме пустой».На этом заканчивается первая часть стихотворения, в которой метель предстала в виде двойного символа – погибели и несущих ее темных сил, ополчившихся на человека.
Вторая часть начинается повторением начальной строфы: «Мчатся тучи, вьются тучи...» Метель не отпускает. И неспроста... в следующих четырех строках взрыв максимального напряжения действий:Сил нам нет кружиться доле;Колокольчик вдруг умолк;Кони стали... «Что там в поле?» - «Кто их знает? Пень иль волк?»Исходя из контекста в целом, следует думать, что не пень и не волк, а бес. Потому и…Вьюга злится, вьюга плачет;Кони чуткое храпят...
Вот момент наивысшей, смертельной опасности. Но... Опять рывком, без промежуточных подробностей отступление бесовской силы:Вот уж он далече скачет;Лишь глаза во мгле горят...Теперь уже и ездок видит бесовские полчища:Вижу: духи собралисяСредь белеющих равнин.Их несметное множество, они кружатся, «будто листья в ноябре», но уже где-то в стороне – путь свободен.
Третья часть стихотворения словно глубокий вздох облегчения после пережитого смертельного ужаса. Снова – «мчатся тучи, вьются тучи...» Да, метель еще не кончилась, но опасность отступила. Мчатся бесы рой за роемВ беспредельной вышине...
Все есть в этом таинственном стихотворении: и дыхание смерти в лицо, и мистическое прозрение злобной силы, и чудо. Чем же могли обороняться две погибающие православные души от обступившего их бесовства?И не свидетельство ли это того, что сам поэт был лишен такой обороны. Именно безблагодатность должна была родить в его душе то «холодное, мрачное, беспокойное состояние», которое нашло свое поэтическое воплощение в жутком образе этой «фантастической» метели.
Над проектом работала: Ефимова Анастасия, ученица 7 класса «В» МОУ «Гимназия №5» г. Юбилейного МО
ЛитератураВ мире литературы (учебник 5 класса под редакцией А.Г.Кутузова)Ю.М.Лотман «Об искусстве»