Костюм как средство выражения внутреннего мира героя в литературе XIX века Автор работы: Абрамова Ю., ученица 9б классаРуководитель : Трошина О.В., учитель русского языка и литературы
Имидж (от английского image – облик, образ)
Предмет исследования:Выражение внутреннего мира героя художественной литературы 19 века через костюм.
Объект исследования:Внутренний мир героя «золотого»века русской литературы
Цели и задачи исследования:Изучить имеющуюся литературу по объекту исследованияСопоставить сведения, полученные из области «Мода XIX века» с данными первоисточников классикиПоказать внутренний мир героя произведения через его костюм
Актуальность исследования: Уметь показать собственное «Я», подчеркнуть свою индивидуальностьОбогатить словарный запасПовысить речевую культуруРасширить познание окружающей действительности, что способствует более глубокому проникновению в художественный мир Н.В.Гоголя, А.С. Пушкина
Материал исследования:Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Методы исследования:Метод сравнительно- сопоставительных характеристикМетод словарных дефиниций Метод сплошной выборкиМетод статического анализа
1 глава «Как dandy лондонский одет»1762 году издан Манифест о вольности дворянства Дворянская мода распространилась по всей России.
Дендизм Термин связан с именем законодателя английской моды лорда Денди БруммелляСлово "денди" появилось в английском языке в 1815 г.В русском языке в начале 1820-х г. воспринималось как необычный неологизм.
Как же одевались денди тех лет? На неделю 20 рубашек с накрахмаленным воротничком, жестким и тугим, в шутку его называли «отцеубийца»На шею подвязывали галстук (в переводе с немецкого «шейный платок») – на неделю 24 платка, которые завязывали бантом или узлом
Как же одевались денди тех лет? Жилет ( XVII в. Франция, от имени комического театрального персонажа Жиля). Щеголи надевали до 5 жилетов сразу, причем нижний должен выглядывать из-под верхнего.
Как же одевались денди тех лет? Фрак - самая модная мужская одежда (XVIII век. Англия. Предназначался для верховой езды).Панталоны - штаны, сужающиеся ниже колен. Впервые их увидели на герое итальянской народной комедии смешном Панталоне. Дворянский запрет на панталоны нарушил в начале XIX века фельдмаршал Веллингтон.
Предметы мужской одежды ЖилетФрак Панталоны Новые для русского человека предметы одежды Но панталоны, фрак, жилет,Всех этих слов на русском нет.
Домашняя одежда Халат (шлафрок) - парадная домашняя одежда, в которой можно было принимать гостей.Халат и туфли предлагаетИ подает ему бельё.
Головные уборы Цилиндр (XVIII в. Англия) – самый распространенный мужской головной уборБоливар - широкая шляпа, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара (в моду вошла в 1820 г.)Надев широкий боливарОнегин едет на бульвар.
Дополнительные признаки щёгольства «Стекла» - очки, монокли, лорнетыДвойной лорнет скосясь наводитНа ложи незнакомых дам
Дополнительные признаки щёгольства Брегеты – часы на цепочке (названы по имени французского конструктора Брегета)И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегетНе прозвонит ему обед
Пушкинский герой Второй Чадаев, мой Евгений, Боясь ревнивых осуждений, В своей одежде был педантИ то, что мы назвали франт.Он три часа по крайней мереПред зеркалами проводилИ из уборной выходилПодобный ветреной Венере…
Социальное положение и воспитание Определили основные черты характера Наложили отпечаток на его внутренний мир Богатство и роскошь – средства выражения его индивидуальности Нет: рано чувства в нем остыли;Ему наскучил света шум
Залог успеха в свете Умение одеватьсяВести себя в обществеУметь хорошо одеваться – значит быть человеком тончайшего расчета. Именно в манере одеваться самое изысканное – изящная скромность, самое вульгарное – педантичная тщательность. Одевайтесь так, чтобы о вас говорили не «Как хорошо одет!», но «Какой джентльмен!»Э. Бульвер – Литтон, 1828г.
Выводы: При помощи костюма Евгений Онегин хотел:Скрыть несчастье и неуверенность в себе Доказать свою ценностьСамоутвердитьсяВосполнить пустое место в общении
2 глава«Все мы вышли из шинели» Акакий Акакиевич Башмачкин герой повести Н.В. Гоголя «Шинель»«маленький человек», задавленный жизнью петербургский чиновник
Башмачкин - рационалист Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого–то рыжевато-мучного цвета…
«Худой гардероб!»
Новая шинель Чувствует себя увереннееМеняется отношение коллег Внутренний мир становится богаче и интереснее Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков исчезло само собою сомнение, нерешительность – словом все колеблющиеся и неопределенные черты.
Частота употребления
Заключение: Евгений ОнегинЗа безупречным видом скрывается слабость и несчастье герояРазнообразный гардероб служит маской для его переменчивой душиКостюм помогает герою выделиться из толпы А. А. БашмачкинНеодушевленный предмет шинель смысл жизни
Выводы: Можно сделать вывод о том, что использование А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем описание костюма позволяет им достичь следующих целей:раскрыть образ и внутренний мир героядобиться реалистичности изображенийсоздать свой идиостиль
Выводы: С течением времени одежда постепенно утратила своё первоначальное предназначение:Спасение от холода и поврежденийВыражение достаткаСредство самовыражения С внешней стороны С внутренней стороны
Практическая значимость исследования: Материалы исследования могут найти применение:В лексикографической практикеВ лекционных курсахПри лингвистическом анализе текста, что способствует подлинному пониманию произведений словесно-художественного творчества.