Исследовательская работаЛюбовь и дружба в жизни и поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова
Выполнили: Калиновская Виктория Владимировна,обучающаяся 10 «б» класса МОУ СОШ № 86 Тракторозаводского района г. Волгограда Руководитель: Ромашина Наталия Фёдоровна, учитель русского языка и литературы
Цели исследования: расширить знания о любовной лирике М. Ю. Лермонтова, познакомиться с ее адресатами, отметить мотивы любовной лирики М. Ю. Лермонтова. План I. Вступление. Любовь в понимании М.Ю. Лермонтова: 1. Мотивы страдания, неудачи, неисполнимости надежд. 2. Мотив горечи и обречённости, разочарования и потери. 3. Любовь в понимании Лермонтова – это величайшая и самая чистая потребность души, закон.II. Адресат 1 – Екатерина Сушкова.1.Безоглядное увлечение, и уязвленное самообладание в отношениях.2.«Горечь обманутых надежд» в стихотворении «Нищий».3.Оскорблённое самолюбие и горечь осмеянного чувства в стихотворении «Когда к тебе молвы рассказ…».4.Странная любовь, окончившаяся враждой.III. Адресат 2 – Наталья Фёдоровна Иванова.1.Поверенная любовь.2.Тревожное признание неразгоревшегося чувства.3.Рок его неудачливой и горькой судьбы.4.«Мы с тобой не для света созданы: - я не могу тебе много писать…»5.«Она была прелестна, как мечта…»6.«Как дух отчаянья и зла, / Мою ты душу обняла…»7.Любовь, обиды, надежда, самоотверженность.8.«Я не унижусь пред тобой…»IV. Адресат 3 – Варвара Лопухина: 1. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» - трагическое единство любви и страдания. 2. «Она не гордой красотою / Пленяет юношей живых…» 3. Смятение чувств. 4. «Любовь безгрешная твоя…» 5. Горькое чувство возможного, близкого, но так и не достигнутого счастья. 6. «В груди невольное сомненье…» V. Заключение. Лермонтов у каждого свой.
Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…Три раза я любилЛюбил три раза безнадежно…
Вступление Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство, «прекрасное мгновенье», «божественный дар», побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.
Трудно представить, что такой самобытный и талантливый поэт, как Лермонтов, не создал ни одного любовного стихотворения, не написал ни одной строчки о своих трепетных чувствах и не адресовал эти послания тем, чьи имена навсегда остались в жизни и творчестве поэтаМы предположили, что такого не может быть, и решили исследовать проблему любви и дружбы в поэзии Михаила Юрьевича ЛермонтоваСобрав необходимый материал, мы обнаружили немало имён известных и неизвестных женщин, ставших адресатами любовной лирики поэтаСреди них:
Александра-Осиповна Смирнова-Россет Екатерина Григорьевна Нечволодова Клинбенгерг Эмилия Александровна Мария Александровна Щербатова Надежда Петровна иАграфена Петровна Верзилины Екатерина Григорьевна Быховец Графиня Е.П. Ростопчина А.М. Верещагина
Мы попытались перелистать страницы творчества М.Ю. Лермонтова, связанные с именами самых известных в его жизни женщин, и раскрыть основные мотивы любовной лирики поэта Екатерина Сушкова Душа юного поэта была открыта для любви, искала её, не страшась ошибиться и не боясь расплаты за свою открытость. Душа Лермонтова, редко знавшего счастье, наполняется «горечью обманутых надежд»: У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви Слезами горькими, с тоскою. Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! «Нищий», 1830 г. Но Лермонтов никогда не забывал своих чувств. Их отголоски тревожили его всю жизнь. В романе «Герой нашего времени», написанном почти 10 лет спустя, есть упоминание об этой странной любви поэта, окончившейся враждой.
Наталия Фёдоровна Иванова С Натальей Ивановой он познакомился ещё в начале 1830 года. Отношение поэта к этой девушке иное, чем к Сушковой. Она – поверенная. Он верит ей, с нею делится мечтами и тревогами и самой главной своей мукой – стихами. От неё ждёт приговора о самом для него важном – о своём творчестве. Вот отрывок из стихотворения, написанного после первых же встреч с ней: Я, веруя твоим словам, Глубоко в сердце погрузился, Однако же нашел я там, Что ум мой не по пустякам К чему-то тайному стремится. Тревожное признание. Значит, в самом начале этого ещё не разгоревшегося чувства между ними легко непонимание.. Он безоглядно любит – впервые чистой, ничем не омрачённой любовью, упивается своим коротким счастьем. Лермонтов пишет: ...И ты мой ангел, ты Со мною не умрешь: моя любовь Тебя отдаст бессмертной жизни вновь, С моим названьем станут повторять Твоё: на что им мертвых разлучать.Горечь, обида, недоуменье, самоотверженность, боль, мрак забвения, мрак забвения.Драма закончилась. То, что молодой Лермонтов пережил за эти два года (1830 и 1831), было испытанием стойкости его мечты, которая не хочет идти на проигрыш в столкновении с неудачами и потерями. После обманчивых снов ждала поэта любовь, против которой бессильна была ревность, которая не оставляла в разлуке и уходила из его жизни только вместе с жизнью. Эта любовь оказалась трагической. Но такую и искал трагический поэт.
Варвара Лопухина Это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная Ушедший, казалось бы, образ изменницы всё ещё терзает душу, память тревожит, отравляет радостные минуты. Он не верит в возможность счастья, в возможность душевного возрождения. На немые вопросы Вари поэт отвечает: Оставь напрасные заботы, Не обнажай минувших дней, В них не откроешь ничего ты, За что б меня любить сильней!Но её любовь – залог будущего счастья, она верит в это. Только маленькая, хрупкая Варенька сможет вполне понять большую, открытую для добра и такую несчастную душу Лермонтова. Все оставшиеся годы жили в душе Лермонтова мучительное, гложущее раскаяние, горькое чувство возможного, близкого, но так и не достигнутого счастья. Счастье, ревность, ошибки, заблуждения – всё в прошлом. В настоящем – только любовь и вина . Она не гордой красотою Пленяет юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых. И стан её не стан богини, И грудь волною не встает, И в ней никто своей святыни, Припав к земле не признает.
Любовь, поэзию, - но вас Забыть мне было невозможно. Старинный барский дом С полуразрушенной теплицей...И сад за дремлющим прудом. М.Ю. Лермонтов Место удивительное, завораживающее своей красотой и поэтичностью. Это – признанный образец садово-паркового и усадебного зодчества XVIII века, хранящий в своем ансамбле четыре эпохи расцвета русского классицизма, золотого века русских усадеб.
У каждого – свой Лермонтов Поэт писал свои стихи о любви не для печати. Это – его дневник, в котором отразилась его «странная», чуткая и очень ранимая душа, счастливые взлёты чувства, горькие падения, разочарования. Перед собой Лермонтов никогда не лицемерил, не лгал, не старался обелить или приукрасить себя в своих стихах. Порой признания давались тяжёлой ценой – не каждый решится на такую честность и откровенность с собой. Лермонтов – очень разный, и в то же время очень цельный. Кому-то ближе Лермонтов – автор «Демона» – мятежный, яростный, гневный, а кому-то страдающий, одинокий человек, в 26 лет отравленный ядом тоски и неверия. У каждого – свой Лермонтов .
Любовная лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда останутся его прекрасные произведения, его стихи, в которых переданы трепетные чувства любви к прекрасным женщинам XIX века.
1.Исследовательская деятельность позволила нам расширить своё представление о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.2. Поиск необходимого материала дал возможность познакомиться с неизвестными страницами биографии поэта.3. Знакомство с любовной лирикой открыло нам имена прекрасных современниц Лермонтова, которые оставили в сердце поэта неизгладимый след.4. В результате мы получили первоначальные навыки построения исследования как попытки осмысления научных первоисточников.
М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки. М., 1977Виноградов И.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М., 1987.Чекалин С.В. Знакомясь с биографией поэта. Издательство «Знание», Москва, 1991