Методы опроса в социологии Метод опросаАнкетирование и его видыИнтервью и его виды
I. Опрос - это метод сбора первичной информации через устное или письменное обращение исследователя к респондентам с вопросами, содержание которых освещает изучаемую им проблему. Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя необходимой информацией, он должен знать: о чем именно спрашивать, кого спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.
По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц выделяют два вида опросов:1. Массовый опрос - это изучение мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме.2. Экспертный опрос - это изучение мнений специалистов по исследуемой проблеме. Специфика его состоит в отсутствии анонимности.
Существуют два основных типа опроса:анкетирование интервью
II. В зависимости от характера и способа проведения существует несколько вариантов анкетного опроса:раздаточный почтовый телефонныйпрессовый
Вопросы в анкете группируются в несколько блоков: вопросы о фактах вопросы об оценках вопросы о мотивах данные о личности респондента
Вопросы в анкете делятся на несколько типов: основные вопросы, из которых исследователь получает большую часть интересующей его информацииконтрольные вопросы, которые используются для проверки искренности ответов респондента вопросы-фильтры, которые применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена только от некоторой части опрашиваемых.
По форме заполнения анкеты выделяются следующие типы вопросов: закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему вариантовоткрытые вопросы, которые дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответполузакрытые вопросы, когда в перечне возможных ответов есть "другое", "что еще"
Достоинства и недостатки каждого типа вопросов состоят в:конкретном или абстрактном характере полученных ответовлегкости или сложности обработки результатов
Общие требования к анкете:вопросы должны быть ясными, четкими и понятными для всех опрашиваемых.вначале должны быть поставлены вопросы об установлении того или иного факта, затем вопросы о его оценке.в первой части анкеты целесообразно помещать простые вопросы, оставив наиболее сложные на середину или даже на заключительную часть.
III. Интервью представляет собой своеобразную целенаправленную беседу с глазу на глаз
По процедуре проведения выделяют следующие разновидности интервью:индивидуальное интервью групповое интервью панельные интервью, т.е повторные опросы одних и тех же респондентов по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени фокусированные интервью, т.е. сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый при изучении влияния СМИ
По стратегии и технике проведения интервьюирование подразделяется на:свободное стандартизированноеполустандартизированное