Курс лекций по дисциплине «Социология» Токарев В.В. Лекция 02 Основы прикладной социологии. Логика разработки прикладного исследования
План лекции и логика изложения Цель лекции: Дать общее представление об особенностях прикладной социологии как научного направления и области деятельности. Познакомиться с общей логикой разработки программы прикладного исследования.План лекции:Основные этапы становления эмпирической социологии.Прикладная социология как научное направление и область деятельности. Логика развития направления.Логика прикладного исследования и ее отражение в программе исследования.Основные этапы проведения прикладного проекта. Структура и принципы разработки программы исследования.Ключевые этапы разработки программы исследования.Постановка проблемы исследования. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Операционализация и интрументализация ключевых понятий исследования.
Структура социологии как науки Общая теория нацелена на исследование явлений и процессов в масштабе всего общества, на анализ больших социальных общностей, взаимодействия социальных институтов и выявление закономерностей функционирования и развития общества, его основных сфер жизнедеятельности. Отраслевые и специальные социологические теории (теории среднего уровня), имеют более узкую предметную область по сравнению с общей теорией. Прикладные исследования частных социальных проблем. Обеспечивают получение информации, необходимой для принятия управленческих решений. Общая социоло-гическая теория Специализированные теории среднего уровня Прикладные исследования, направ-ленные на решение частных проблем
Принципы прикладной социологии Эмпирическая социология формировалась как «естественно-научный раздел» в структуре социологии. Поэтому она адаптировала следующие постулаты позитивистского типа:Социальные явления подчиняются законам, общим для природной и социально-исторической действительностиМетоды социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;Социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа.С момента своего возникновения прикладная социология основывалась на следующих положениях:Истинность научных познаний должна устанавливаться лишь на основе эмпирических процедур (верификационизм).Все социальные явления должны быть квантифицированны.«Субъективные аспекты» поведения можно исследовать только через открытое, наблюдаемое поведение.
Развитие прикладных исследований 1897: Издание книги Э.Дюркгейма «Самоубийство».1918: Издание книги У.Томаса и Е.Знанецкого «Польский крестьянин…»1920-1930-е: Развитие «Чикагской школы» в социологии.1948: Создание ESOMAR.1949: Издание книги Р.Мертона «Социальная теория и социальная структура».2009: Объем мирового рынка социологических и маркетинговых исследований составляет 28.9 млрд. USD. 1662: Издание книги Дж.Граунта и Э.Галлея «Начала статистики населения…»1890-1910-е: Развитие немарксистской социологии в России (П.А.Сорокин, Н.И.Кареев, Е.В.Де-Роберти).1922: «Философский пароход».1958: Создание советской социологической ассоциации.1968: Открытие ИКСИ РАН.1990-е: Возникновение коммерческой социологии как вида бизнеса.
Этапы развития прикладной социологии Возникновение и становление (1920-1930 годы).Значительное число прикладных исследований, посвященных изучению жизни «простых людей».Теоретическое обоснование (1940-1960 годы).Значительное усиление теоретико- методологических построений, что оказалось своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции. Синтез теории и практики (1970-середина 1980-х годов).Предпринимается попытка, с одной стороны, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, микро- и макросоциологии, а с другой – вывести науку на новый уровень теоретического осмысления процессов (как в реальной жизни, так и в самой социологии).Коммерционализация (середина 1980-х – настоящее время)Превращение прикладной социологии в инструмент управления и форму бизнеса.
Общая типология исследований
Классификация по типу гипотез Исследования ничего не «доказывают».Научное исследование может лишь предоставить информацию, необходимую для принятия или отвержения заранее высказанных гипотез.Гипотезы могут быть двух видов:«Описательные» гипотезы - гипотезы о фактах.«Объяснительные» гипотезы – гипотезы о причинах, связях, зависимостях.Имеющиеся гипотезы определяют тип исследования.«Разведывательное исследование» - это исследование, которое проводится с целью формирования гипотез.
Классификация по типу гипотез К какому типу относится данное исследование?РазведывательноеОписательноеАналитическое исследование
Классификация по типу информации Количественные исследования отвечают на вопрос «Сколько?»Характерные методы количественных исследований – формализованное интервью (опрос), контент-анализ документов, наблюдение.Качественные исследования отвечают на вопросы «Почему?», «Каким образом?»Характерные методы – глубинные интервью, фокус-групповые интервью, традиционный анализ документов.Комплексные исследования сочетают в себе несколько методов.Как правило, качественное исследование является первым этапом комплексного проекта.
Классификация по типу информации К какому типу относится данное исследование?КоличественноеКачественноеКомплексное исследование
Классификация по периодичности Разовые исследования проводятся для решения какой-либо определенной «уникальной» задачи.До 80% исследований, встречающихся в практике, относится к классу «ad-hoc».Мониторинговые исследования предполагают проведение серии замеров по единой методике.Респонденты в каждой волне опрашиваются разные, хотя объект исследования неизменен.Лонгитюдные исследования проводятся в течение многих лет.Исследования социальной структуры, миграционных процессов, демографической динамики и т.д.
Классификация по периодичности К какому типу относится данное исследование?Ad-hoc исследованиеМониторинговое исследованиеЛонгитюдное исследование
Классификация по типу выборки Сплошные исследования.Изучаются все элементы, входящие в объект исследования (генеральную совокупность).Выборочные исследования.Анализу подвергается лишь часть элементов («единиц отбора»), входящих в объект исследования.Наиболее распространенный видом исследований.Монографические исследования.Изучается «типичный представитель», подобный большинству объектов, интересующих исследователя.Используются все возможные методы, подходы, источники информации.
Классификация по типу выборки К какому типу относится данное исследование?ВыборочноеСплошноеМонографическое
Этапы разработки исследования
Анализ проблемной ситуации Проблемная ситуация формулируется как «противоречие».Проблемная ситуация понимается как практическая ситуация, содержащая в себе противоречие, которое может быть целенаправленно разрешено с использованием результатов проектируемого исследования.Проблема определяется как «отсутствие».Проблема в рамках прикладного исследования понимается как отсутствие знаний или информации, необходимых для целенаправленного разрешения проблемной ситуации, которые могут быть получены с использованием методов социологического исследования. Определение проблемы, как правило, включает в себя следующие этапы:Определение симптомов проблемы.Определение причин, которые вызвали появление симптомов.Определение действий, необходимых для решения проблемы.
Анализ проблемной ситуации
Определение цели исследования Целью прикладного исследования должно стать получение информации, необходимой для решения проблем и принятия управленческих решений. Цели исследования могут иметь следующий характер:Разведывательный (поисковый) – получение дополнительной информации для точного определения проблем и проверки гипотез.Описательный (дескриптивный) – описание аспектов реальной маркетинговой ситуации.Каузальный (экспериментальный, аналитический) – обоснование гипотез, которые имеют причинно-следственные связи.Цель исследования ориентирует исполнителя на конечный результат. В формулировке цели исследования должны найти отражение те практические вопросы, ответы на которые должны быть получены в ходе исследования.Цель исследования – это «модель результата».
Определение цели исследования
Определение задач исследования
Объект и предмет исследования Объект прикладного исследования - это социальная система, выделенная по фиксированному основанию.Чаще всего основанием выделения объекта исследования являются функциональные или деятельностные показатели.Объект исследования - это та социальная система, в элементах и структуре которой заключается выделенное противоречие и на которую должны быть распространены результаты исследования. Объект - это некоторое социальное множество, на которое непосредственно направлен процесс исследования. Предмет исследования - элементы, связи, социальные отношения, определенные внутри системы-объекта.Наиболее значимые с практической точки зрения аспекты объекта исследования, которые подлежат непосредственному изучению.Остальные свойства, элементы, связи объекта умышленно не включаются в исследование, остаются вне поля зрения исследователя.
Объект и предмет исследования
Формирование системы гипотез
Ключевые понятия Операционализация и инструментализация понятий - это перевод ключевых понятий с «языка постановки проблемы» на «язык инструментария и процедуры исследования».Инструментализация понятий - это процесс их выражения через систему показателей, которые могут быть измерены с помощью социологического инструментария, применяемого в исследовании (анкеты, сценария фокус-группы, социометрических карт и т.д.). Операционализация – определение понятий через процедуры их вычисления.С помощью социологического инструментария, могут быть измерены лишь некоторые первичные признаки. Так, например, непосредственным измерением нельзя определить «социально-демографические границы целевой группы», «текучесть кадров», «уровень потребления».Для формализации признаков, которые не могут быть «измерены» с помощью инструментария, используются операциональные определения.
Операционализация понятий
Литература по теме занятия Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 960 с.Лучшее, самое полное и удобное справочное пособие.Недостаток – примеры из «американской жизни».Книга есть в электронном виде!!!! Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: учебник; под ред. Л. А. Данченок. – М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. – 758 с.Глава «Маркетинговые исследования» списана у Н.Малхотры.Примеры действительно российские.
Литература по теме занятия Власова М. Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях: учеб. пособие для вузов / М.Л.Власова; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2006. – 712 с.Книга написана практикующим специалистом и хорошим преподавателем.Показана связь маркетинговых и социологических исследований.Дэвис Джоэл. Дж. Исследования в рекламной деятельности: Теория и практика. - С-Пб.: Вильямс, 2003. - 864 с..Пошаговое изложение отдельных методик.Многочисленные и наглядные примеры применения различных методов исследования.
Контрольные вопросы Когда и почему возникла такая отрасль знания и деятельности как «прикладная социология»?Каковы основные принципы, определяющие проведение исследований в области прикладной социологии?По каким основаниям могут быть классифицированы прикладные социологические исследования?Что такое «проблемная ситуация» и «проблема исследования»? Приведите примеры.Как определяются цель и задачи исследования? Приведите примеры.Чем объект исследования отличается от его (исследования) предмета?Какие понятия подлежать операционализации и инструментализации? В чем различия и сходства между этими операциями?