Феноменологическая социология А. Шюц (1899 – 1959 гг.)«Феноменология социального мира»«Смысловое строение социального мира»План:Феноменология жизненного мира Интерсубъективность
Феноменом называется знание о вещи, полученное в результате непосредственного опыта.
В основании феноменологической социологии лежит европейская школа феноменологической философии, основателем которой был Эдмунд Гуссерль. Одной из главных черт феноменологической философии явилось введение понятия «феноменологической редукции» («выведением за скобки»), смысл которого состоит в изначальном предположении о том, что мир тождественен тому, как мы его видим.
«С действительностью мы должны иметь дело только в той мере, в какой она есть представляемая, полагаемая, созерцаемая и понятийно осмысленная действительность».Э. Гуссерль
А. Шюц считал, что обыденный здравый смысл несет в себе черты разделяемого коллективного опыта.Наше знание о мире и о самих себе создается в результате коллективного взаимодействия и усваивается индивидом посредством внешних по отношению к нему культурных норм.Задача социологии состоит в изучении технологии формирования знания.
Ключевым для феноменологической социологии является понятие «жизненного мира». «Жизненный мир» представляет собой совокупность будничных действий и социально принятых условностей, которые создаются и воспроизводятся в процессе непреднамеренного общения.
Жизненный мир определяется биографической ситуацией, т.е. обстоятельствами рождения, взросления, воспитания.
В процессе изучения социальных отношений Шюц выделяет:первичный уровеньвторичный уровеньИх следует отличать также, как отличается 1) непосредственное обыденное понимание и 2) научное понимание специалиста.
В процессе социального общения мы воспринимаем и описываем мир на уровне непосредственного обыденного понимания. Механизмом подобного восприятия является типизация – т.е. группировка объектов, относящихся к сходному типу.
II. «Жизненный мир» не субъективен, а интерсубъективен, т.к. представления людей легко сравниваются и пересекаются друг с другом.
Условия интерсубъективности:Люди могут стать на позицию другого и принять его точку зрения Люди уверенны в том, что они оценивают реальность сходным образом с другим индивидом.
ТЕСТЫ: 1. Как называется работа А. Шюца?«Феноменология социального мира» «Исследования по этнометодологии» «Структура социального действия»«Социальная система»«Анализ политических систем»
2. Предназначением феноменологической социологии является:установление закономерностей развития обществанаблюдение социальных фактовпонимание смысла социального действияописание процесса социальных измененийизучение социального порядка
3. При описании компоновки среды, в которой происходит социальное взаимодействие, Шюц использует понятие жизненного пространстважизненного мирабудничного мираповседневного мирапотока сознания
4. В представлении А. Шюца «жизненный мир» индивида формируетсясоциальным окружениемзакономерностями социального общенияпреобладающим способом пониманиябиографической ситуациейродственными связями
5. Основанием для социального взаимодействия индивидов А. Шюц считаетпреобладающий тип социальной солидарностизакономерность развития социума, которой подчинено поведение индивидовфиксированный характер социальной роли, выполняемой индивидом по отношению к своему окружениюпонимание смыслов действия, являющееся результатом рациональной мотивации индивидуального действиятипический характер восприятия действий других людей и способов ответного действия
6. Интерсубъективность в феноменологической социологии обозначаетсходство способов восприятия мира различных индивидовсходство биографических ситуаций различных индивидоводинаковый характер реакции индивидов на одни и те же жизненные обстоятельстварезультат понимания смысла действия другого индивидаупорядоченный характер социального действия