Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя МДОУ №390 группы для детей компенсирующей направленности с нарушениями речи Яковлевой Жанны Владимировны
По данным статистики на сегодняшний день 7 детей из 10 нуждаются в специальной коррекционной работе. При этом дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере. В связи с этим пере педагогом стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию дошкольника в гармонично развитую личность.
Актуальность Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в ДОУ, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется принцип обучения : учить играя.
Обоснование «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества» Л.С.Выготский
«Значение искусства для жизни ребёнка уже достаточно признано, хотя мало выяснено. Но я хотел бы отметить, что не об обучении музыке, пению, рисованию, ритмике следовало бы думать, а о жизни детей в сфере искусства. Здесь самый трудный вопрос – материал, который даётся детям. Конечно, я больше думал бы о простом, бесхитростном искусстве, о здоровой радости искусства, а не о самоуслаждении взрослых вокруг детей» ШацкийСтаниславТеофилович
Театр - особая среда для развития творческих способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.
С помощью театрализованной деятельности педагог побуждает ребенка к высказыванию своих мыслей, своего отношения к увиденному, что способствует развитию речевых возможностей и способностей детей.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей (что особенно важно на этапе автоматизации звука).
Задачи работы по развитию театрализованной деятельности детей 1. Совершенствование познавательных процессов.2. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.3. Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника.4.Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности.5.Овладение импровизационными умениями.
Формы работы : Беседа о театре.Творческие упражнения.Театрализованные игры.Подвижные игры.Проведение спектаклей.
Направления занятий по театрализованной деятельности. Освоение основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера.Освоение детьми технических приемов,характерных для различных видовтеатрального искусства.
Специфические компоненты системы работы по театрализованной деятельности Эмоциональное погружениев произведениеОтражение прочитанного в видах деятельностиСобственнодраматизацияпроизведения
Примерная схема занятий 1.Введение в тему,создание эмоционального настроения.2. Театрально-игровая деятельность (в разных формах).3.Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность деятельности
Приемы активизации участия детей: Выбор детьми роли по желанию.Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей.Распределение ролей по карточкам.
Приемы развития творчества: Творческие задания, упражнения.Постановка проблемы или создание проблемной ситуации.Создание креативного поля.Этюды.
Правила подготовки к спектаклю Не перегружать детей Не навязывать своего мненияПредоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях
Этапы работы над спектаклем Выбор пьесы или инсценировки, чтение, обсуждение.Деление текста на эпизоды и пересказ их детьми.Поиск музыкально-ритмического решения отдельных этюдов.Создание костюмов и декораций.Работа над эпизодами.Репетиция отдельных картин.Репетиция всей пьесы с костюмами, реквизитом.Премьера спектакля.Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю,оформление стенда с фотографиями.
Предполагаемые умения и навыки детей. Умеют строить простейший диалог.Умеют выразительно прочитать текст с нужными интонациями.Умеют сочинять этюды по сказкам.Умеют действовать согласованно, запоминают заданные позы.
Работа с родителями. * Консультации на темы:«Театрально-игровая деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка»«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»Информация о репертуарах детских театров города.Мастерская по изготовлению театрального реквизита
Значение театрализованной деятельности Расширяются и углубляются знания детей об окружающем миреРазвиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, темп, выразительность;Совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движенийРазвивается эмоционально-волевая сфера;Происходит коррекция поведенияФормируется опыт поведенияСтимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности
Спасибо за внимание