Воображение – форма психического отражения, состоящая в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Воображение – форма психического отражения, состоящая в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Функции воображения Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи. Регулирование эмоциональных отношений. Формирование внутреннего плана человека. Планирование и программирование деятельности. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека
- По степени субъектности: произвольное и непроизвольное. - По степени субъектности: произвольное и непроизвольное. По отношению к возможному будущему: мечты, фантазии. По степени уникальности: репродуктивное, творческое
Агглютинация (лат. – приклеивать) –соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предмета. Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Преувеличение/преуменьшение – прием, с помощью которого стремятся показать преобладающие качества человека. Акцентирование – прием, близкий к преувеличению, выделяющий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в карикатурах и шаржах. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.
Методика «Придумай рассказ» Методика «Придумай рассказ» Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка. Оценка результатов Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам: 1. Скорость придумывания рассказа. 2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа. 3. Разнообразие образов, используемых в рассказе. 4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе. 5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.
Методика «Нарисуй что-нибудь» Методика «Нарисуй что-нибудь» Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка. Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 5-7 баллов — средний. 3-4 балла — низкий. 0-2 балла — очень низкий.
Методика «Придумай игру» Методика «Придумай игру» Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экс- периментатора; 1. Как называется игра? 2. В чем она состоит? 3. Сколько человек необходимо для игры? 4. Какие роли получают участники в игре? 5. Как будет проходить игра? 6. Каковы правила игры? 7. Чем должна будет закончиться игра? 8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников? Оценка результатов В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология .М.,1999 г. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология .М.,1999 г. Урунтаева Г.А.,Афонкина Ю.А. Практикум по детской психологии .М.,1995 г. Немов Р.С. Психология Книга 3.М.,2000 г. http://ppt-presentation.ru