«Преданья старины далёкой»(Решение старинных задач)Южакова Елизавета8 классМОУ Новолялинская СОШ №4
Проблема Как перевести задачу с «родного» языка на язык математики?
Гипотеза Существует общий метод решения текстовых задач, позволяющий переводить их на математический язык.
Цель:изучить общий метод решения текстовых задач и научиться с его помощью решать старинные задачи
обобщить литературу по проблеме решения текстовых задач;изучить исторический аспект данного вопроса;понять, для чего нужно переводить задачу с «родного» языка на язык математический и как именно выполняется такой перевод;совершенствовать собственные навыки в решении старинных задач;подготовить буклет с рекомендациями и сборник задач для учащихся.
1 этап. «Математический язык» «Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или отвлечённым отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический»И. Ньютон«Всеобщая арифметика»
2 этап. «Диалог»Древний ученик:«Я вычисляю кучи»
2 этап. «Диалог»Древний ученик:«Я выполняю ал-джабра»
2 этап. «Диалог»Древний ученик:«Я выполняю ал-мукабала»
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИС ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЯ:1. Внимательно прочитайте за-дачу.2. Разбейте условие задачи на отдельные ситуации.3. Обозначьте неизвестное чи-сло буквой х (обычно искомую величину).4. Выразите другие неизвест-ные через х.5. Используя условие задачи, составьте уравнение.6. Решите уравнение.7. Запишите ответ к задаче.
3 этап. «С миру по нитке…» ЗАДАЧИ
Торговка продавала цыплят. Одна кухарка купила у неё полови-ну всех цыплят и ещё полцыплёнка. Другая кухарка купила поло-вину всех оставшихся цыплят и ещё полцыплёнка. Наконец, третья кухарка купила половину всех оставшихся цыплят и ещё полцыплёнка, после чего у торговки не осталось ни одного цы-плёнка. Сколько у неё было цыплят, если все купленные кухар-ками цыплята были живыми?
Выводы: универсальный способ перевода задачи с «родного» языка на математический – это алгебраический метод решения задачи (решение задачи с помощью уравнения);уравнения всегда являлись универсальным средством для решения практических задач, и теория решения уравнений развивалась исходя из практических нужд людей.
Проектный продуктБуклетНабор карточек
Спасибо за внимание!