Использование статистическихметодов при изученииотношения школьниковк математике«Статистика –это математическая теория, позволяющая познать мир через опыт»В.Томпсон
Цель исследования: выявить с помощью статистических методов отношение учащихся к математике. Задачи исследования: изучить историю и методы статистики;- сравнить отношение к школьной математике учащихся, обучающихся в общеобразовательных классах; выявить трудности при изучении математики;- выявить какую роль играет компьютер для учащихся и учителей.
Новизна работы и её практическая ценность. Показано использование статистики для выявления отношения учащихся к математике в МОУ СОШ с.Красная Горка. Впервые изучено в МОУ СОШ с.Красная Горка влияние введения элективных курсов и факультативов на отношение учащихся к математике. Выявлено какую роль играет компьютер в жизни учащихся и учителей нашей школы. Данную работу можно использовать в методической работе учителей математики и других предметов; при обучении статистике в качестве примера статистического исследования и примеров графического представления результатов исследования.
Этапы работы: Анализ учебной и дополнительной литературы по данному вопросу.2) Проведение анкетирования среди учащихся 9 - 11 классов.3) Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм с использованием компьютерной программы MS Excel.4) Анализ, обобщение и сравнение полученных результатов.
Вопросы для 10-11 классов.1) Вам нравится математика как урок ?2) Чем привлекает вас математика?3) Какую пользу приносит тебе математика сейчас, и будет ли приносить в дальнейшем?4) Из всех учебных предметов отметьте цифрами : 1- наиболее интересный для вас предмет; 2- менее интересный; 3- вообще неинтересный.5) В каком классе вам было легче всего изучать алгебру, геометрию? ( распределить по классам)6) В каком классе вам было труднее всего изучать алгебру, геометрию? ( распределить по классам).7) Какие теоремы и их доказательства из курса математике вам запомнились больше всего по алгебре и геометрии?8) Приходилось ли вам решать задачи из других источников, а не из школьных учебников? Каких именно?9) Случалось ли вам ощущать недостаток математических знаний и умений при изучении других предметов? Каких именно?10) Как вы оцениваете свои знания по математике (хорошие, удовлетворительные , неудовлетворительные)?
12 учащихся 7 класса изъявили желание изучать математику более глубже(61 %).Среди опрошенных учащихся 5 - 6 классов наиболее интересным школьным предметом названа математика, а среди 7 – 9 классов первое место занимает алгебра, третье –геометрия.
Сравнение распределения учащимися 10-11 класса предметов по степени заинтересованности (опрошено 15 учеников).1. Алгебра и начала анализа. 2. Геометрия. 3. Литература. 4. Химия. 5. Физика. 6. История. 7. Русский язык. 8. Биология. 9. Иностранный язык. 10. География. 11. Обществознание. 12. Физкультура. 13. Технология. 14. ОБЖ. Модой ряда является – алгебра.
Алгебра Геометрия Данные диаграмм дают возможность расположить в порядке убывания трудности изучения материала курса.Алгебра. 11,10, 9,7,8.Геометрия. 10, 11,9,8,7
Запомнились надолготеорема о трех перпендикулярахтеорема Фалесатеорема Пифагоратеоремы синусов и косинусовсвойства треугольников. Наибольшее затруднение при изучении следующих тем:Преобразование тригонометрических выражений.Решение сложных тригонометрических уравнений.Построение графиков сложных функций.Логарифмы.Иррациональные неравенства.Векторы.
Результаты опроса среди учащихся 9 класса ( в %).Причины трудностей, возникающихпри обучении математике.Несерьезное отношение к учебе. (17%).Трудности при изучении учебного материала.(21%).Отсутствие интереса к предмету. (12%)Увлеченность другим делом. (15%)Слабая математическая подготовка. (18%)Другие причины. (17%) .
Результаты анкетирования12% учащихся считают свои знания отличными, 40%учащихся считают свои знания хорошими, 43%-удовлетворительными и 5%-неудовлетворительными.Результаты по математике, алгебре, геометрии учащихся МОУ СОШ с.Красная Горка за первое полугодие 2010-2011учебного года.( данные школьных отчетов).
Среднее арифметическоерезультатов по математике5-11 КЛАССЫ(1 полугодие): «5»: (14+21+18):3=17%.«4»: (43+65+39):3= 49%.«3»: (43+14+43):3= 34%.
Сравнительная диаграмма.Из диаграммы видно, что данные практически одинаковые, т.е. учащиеся реально оценивают свои знания по математике.
Самооценка учащихся29% учащихся, отвечающих на вопросы анкеты не вполне довольны своими знаниями, 35% - ощущают недостаточность своих математических знаний и умений для основательного изучения других предметов, в основном физики и химии.
Внеклассная работа по математике Показателем того, что учащиеся интересуются предметом, является их участие во внеклассной работе по данному предмету.С помощью анкетирования получены данные, которые в некоторой мере характеризуют любознательность учащихся. 46% опрошенных читают дополнительную литературу по собственной инициативе, 23% ссылаются на недостаток времени для чтения этого материала, 31% любят слушать рассказ учителя. В анкетах указана разнообразная дополнительная литература, используемая ребятами для углубления своих знаний. Это и книги «Живая математика», « Математическая смекалка» , «Занимательная алгебра», дополнительная информация из Интернета. А учащиеся 9 и 11 классов указали учебники, задачники для подготовки к ЕГЭ и для поступления в Вузы.Вывод: учащиеся МОУ СОШ с.Красная Горка интересуются математикой, принимают активное участие в математических олимпиадах, в конкурсах, посещают спецкурсы математического цикла.
«Компьютер в нашей жизни»Нужен ли современному человеку компьютер? Зачем?Есть ли у тебя компьютер?Для чего ты его используешь в настоящее время?Нужен ли тебе выход в сеть Интернет?Зачем?
ЗаключениеАнкетирование учащихся, анализ результатов итоговой аттестации , конкурсов показали, что посещение спецкурсов математического цикла и факультативов дают хорошие знания по математике. Введение спецкурсов повышает интерес к математике. Статистический метод оказывает большую методическую помощь учителям математики в выявлении трудностей и в ликвидации проблем учащихся. Данную работу можно использовать в методической работе учителей математики и других предметов по повышению качества знаний, при проведении педсовета о профильном обучении и при изучении учащимися статистики в качестве примеров статистического исследования и графического представления результатов исследования.