«Вдумчивое чтение» Учебно-методический комплект по внеклассному чтению для младших школьников Презентация учебно-методическогокомплекта ПОСАШКОВОЙ Е.В.
План презентации Представление об авторе УМКОсновные проблемы уроков внеклассного чтенияСтруктура УМК «Вдумчивое чтение»Экспериментальная программа «Вдумчивое чтение» Рабочие тетради по внеклассному чтению для учащихся 2, 3 и 4 классовМетодические пособия для учителей начальных классов.
1. Представление об авторе УМКПОСАШКОВА Елена Вячеславовна Педагогическая деятельностьДоцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах УрГПУ,кандидат филологических наук.Ведущий преподаватель по дисциплинам «Теория литературы и практика читательской деятельности», «Детская литература».Сфера научных интересовИсследование детской литературы и методика преподаваниялитературы в начальной школе. По данным темам опубликованоболее 70 работ. Активно сотрудничает с органами народногообразования. Ею разработаны пособия, по которым работают учителя начальной школы Уральского региона.
2. Основные проблемы уроков внеклассного чтения в начальной школе Отсутствует единая государственная система обучения внеклассному чтениюВ современных программах по литературному чтению не уделено внимания урокам внеклассного чтения. Некоторые авторы программ отрицают необходимость уроков внеклассного чтения (Бунеевы)Традиционная программа и методика уроков внеклассного чтения Н.Н. Светловской поддерживаются не всеми авторами программ и учителями-практикамиОбновление содержания учебных хрестоматий по чтению привело к тому, что содержание традиционной программы внеклассного чтения устарело.Внутрипедагогические проблемы усугубляются снижением общекультурного уровня россиян, катастрофическим падением их интереса к серьезной литературе, что не может не отразиться на снижении качества чтения современных школьников.
СТРУКТУРА УМК «Вдумчивое чтение»
Для кого предназначен УМК «Вдумчивое чтение»? Учебно-методический комплект по внеклассному чтению разрабатывался на основе анализа программ и учебных хрестоматий по литературному чтению в так называемых «традиционных» педагогических системах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ:«Школа России» (программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой)«Школа 2100» (программа Е.В. и Р.Н. Бунеевых)«Гармония» (программа О.В. Кубасовой)«Школа ХХI века» (программа Л.А. Ефросининой)«Планета знаний» (программа Э.Э. Кац) и др.УМК «Вдумчивое чтение» прошел апробацию в школах г. Екатеринбурга, Новоуральска Свердловской области, Озерска Челябинской области и получил одобрение учителей-практиковДанная программа может быть полезна и для родителей, стремящихся приобщить детей к художественной литературе.
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Вдумчивое чтение» Цель программы – организация самостоятельного чтения младших школьников дома и на уроках внеклассного чтенияЗадачи:Совершенствование навыка чтения учащихсяРазвитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературыРасширение читательского и культурного кругозора младших школьниковФормирование первичных представлений о произведениях русских и зарубежных детских писателейСовершенствование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельностиРазвитие воображения, литературно-творческих способностей и речи читателей.
Как производился отбор литературных произведений? Принципы отбора литературных произведений:Ориентация на читательские интересы ребенкаХудожественная значимость произведенияРазнообразие тематики: семья и самые близкие люди, школьная жизнь, дружба детей, красота природы, жизнь животных, история Родины, малая Родина, научные открытия, приключения и путешествия, сказочные чудеса и т. д.Разнообразие жанров: рассказы, сказки, повести, романы, стихи, юмористические и фантастические произведения, энциклопедии, мифы, сказанияРазнообразие круга авторов: классики русской и зарубежной детской литературы, современные писателиЛитературные произведения, изучаемые на уроках внеклассного чтения не дублируют, а расширяют и дополняют содержание учебных хрестоматий по литературному чтению.
Каковы основные методические принципы программы? В основу методических принципов нашей программы положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н.Светловской, а именно:Разработанная ею специфика урока внеклассного чтения Организация Уголка внеклассного чтения в классеСовместная работа педагога, школьного библиотекаря, родителей по организации книжных выставок на занятииРабота не только с текстом произведения, но и с книгой как продуктом художественной культурыБолее свободная атмосфера занятия, учет читательских мнений и интересов всех учащихсяТрадиционные подходы к уроку внеклассного чтения были модернизированы нами с учетом достижений современныхинновационных программ и методик.
4. «Рабочие тетради по внеклассному чтению» как жанр учебного пособия Основные задачи «Рабочих тетрадей»: Тетрадь обеспечивает каждого учащегося текстами, необходимыми для самостоятельного чтенияТетрадь позволяет индивидуализировать творческие и игровые задания (тесты, викторины, кроссворды, диктанты)Тетрадь организует самостоятельную читательскую деятельность учащихся в школе и дома С помощью тетради можно эффективно формировать читательские умения школьников (составление аннотации, обучение пересказу, характеристика героя книги и т.д.)Тетрадь помогает учителю организовать контроль за читательской деятельностью всех учащихся С помощью тетради учитель может организовать эффективную работу учащихся на занятии (смена видов деятельности и форм работы)
Рабочая тетрадь по внеклассному чтению для 2 класса
Содержание «Рабочей тетради для 2 класса» 1. Урок смеха Л.Каминского 2. Новые сказки М. Москвиной3. Рассказы о зверёнках Е. Чарушина4. Любимые сказки Х.К. Андерсена5. Рассказы о школьной жизни В. Голявкина6. Приключения барона Мюнхгаузена7. Семейная сказка Алана Милна «Винни-Пух» 8. Рассказы о красоте природы Ю. Коваля 9. Мифы древней Греции10. Удивительная Вообразилия Б. Заходера 11. Энциклопедия «Почемучка»12. Рассказы о детстве К. Драгунской13. Сказочная поэзия С. Козлова
Рабочая тетрадь по внеклассному чтению для 3 класса
Содержание «Рабочей тетради для 3 класса» Раздел 1. «Все мы родом из детства...» И. Пивоварова. РассказыС. Георгиев. Дедушка. РассказА. Алексин. Самый счастливый день. Рассказ Раздел 2. «Думают ли звери?..» A. Барто, И. Токмакова, Н. Рубцов, С. Чёрный. Стихотворения B. Астафьев. Белогрудка. РассказГ. Скребицкий. Кот Иваныч. Рассказ Ю. Дмитриев. Таинственный ночной гость. Рассказ Раздел 3. Вверх ногамиТим Собакин. Прилетели бегемоты. СтихотворениеЛ. Петрушевская. Пуськи бятые. Лингвистическая сказкаЮ. Мориц. СтихотворенияМ. Мацоурек. Сказки Раздел 4. «Школьные годы чудесные...» Л. Давыдычев. История Ивана Семёнова. Повесть В. Железников. История с азбукой. Рассказ О. Пройслер. Маленькая Баба-Яга. Сказка Э. Успенский. Меховой интернат. Сказочная повесть Раздел 5. «Преданья старины глубокой...» А. Ишимова. История России в рассказах для детей. Энциклопедия Сказание о князе Олеге. Из «Повести временных лет» Сказание о Мамаевом побоище. Воинская повесть Раздел 6. Обыкновенное чудо Н. Абрамцева. Сказки А. Линдгрен. Карлсон, который живёт на крыше. Повесть Кир Булычёв. Путешествие Алисы. Фантастическая повесть
Рабочая тетрадь по внеклассному чтению для 4 класса
Содержание «Рабочей тетради для 4 класса» Раздел 1. Мир вечного детства Н. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы. Повесть А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Сказка М. Твен. Приключения Тома Сойера. Повесть Д. Барри. Питер Пэн. Сказочная повесть ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Страна моего детства» Раздел 2. Моя малая Родина Л. Татьяничева. Урал. СтихотворениеО. Коряков. Чудесная кладовая. Рассказы ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Моя малая родина»Д. Мамин-Сибиряк. Рассказы о природе УралаП. Бажов. Сказы о Хозяйке Медной горы Раздел 3. Мир удивительных путешествий и приключений С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с гусями. ПовестьТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Отзыв о прочитанной книге»Я. Ларри. Приключения Карика и Вали. ПовестьД. Дефо. Приключения Робинзона Крузо. Роман Ж. Верн. Дети капитана Гранта. Роман ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Мой любимый герой романа Ж. Верна» Раздел 4. Страна Фантазия Э. Гофман. Щелкунчик и мышиный король. СказкаЛ. Кэрролл. Приключения Алисы в Стране Чудес. СказкаД. Толкиен. Хоббит, или Туда и обратно. СказкаВ. Крапивин. Дети синего фламинго. Сказка ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Книжная полка моих любимых книг»
Основные разделы Тетради Читательская анкетаФункции анкеты:Осмысление мотивации чтения ребенкаОпределение жанровых предпочтений школьника Выявление руководителей детского чтения Определение читательских приоритетов учащихся Определение степени читательской самостоятельности школьников Определении степени литературного развития учащихся
Основные разделы Тетради Заповеди читателяЗнакомство с основными элементами книги:Титульный листАннотацияОглавлениеПредисловиеПослесловиеФорзацКорешокПереплетСтраницы.
Основные разделы Тетради «Мои любимые писатели» Представлен либо в конце тетради (2 класс), либо внутри каждой темы (3, 4 классы) Во 2 классе содержатся статьи о 8 писателях, в 3 классе – о 17 писателях, в 4 классе – о 14 писателяхК каждой статье дан портрет писателяУказаны даты жизниТекст статьи написан доступно и интересно для детей В статье указаны основные произведения автораДана краткая характеристика особенностей произведений писателя.
Основные типы заданий Иллюстрирование обложкиСоставление аннотацииФункции:Знакомство с основными элементами обложкиИзучение структуры книгиРасширение читательского кругозораФормирование читательской культурыФормирование читательских умений (составить аннотацию, рассказать о книге, о писателе, сформулировать свое мнение).
Типы заданий Репродуктивные (тесты)Функции:Проверяют знание текста у читателяСоздают мотивацию к повторному перечитываниюОбращают внимание читателя-ребенка на детали текста, которые он может пропустить при первичном чтенииУглубляют интерес к «медленному» чтению.
Типы заданий Игровые заданияВикторины («Где живут герои сказки Милна?»; «Знаешь ли ты мифы о Геракле?» и т.д.)Кроссворды (для знатоков сказок Милна, Давыдычева, Линдгрен, Булычева)Литературные игры (отгадай произведение по опорным словам; отгадай героя по его репликам; «знаток русского языка», игры со словами и т.д.)Литературные диктанты «Внимательный читатель».
Типы заданий Аналитические вопросыФункции:Формируют осознанность чтения Позволяют структурировать сложный текстФормируют умение анализировать текстРазвивают внимание к тексту, логическое мышление и исследовательские способности ребенка.Формируют потребность во вдумчивом чтении.
5. Методические пособия для учителей начальных классов Методические пособия для учителей начальных классов – это издания для учителей 2, 3 и 4 классов объемом от 90 до 130 стр., в которых представлены: общая характеристика программы «Вдумчивое чтение»вариативное тематическое планирование для каждого классаобширная информация о писателях, их творчестве, художественные тексты для дополнительного чтенияразвернутые поурочные разработки с указанием целей, задач, предлагаемых методических приемов подробное описание каждого этапа занятия.
Примеры из методических пособий вариативное тематическое планированиеинформация о писателяхпоурочные разработки с указанием целей, задач, предлагаемых методических приемов подробное описание каждого этапа занятия.