Совершенствование навыков чтения младших школьников Автор: Зверева И.В.Школа: МОУ Алексеевская ООШ Жердевского района
Цель проекта: Формирование всесторонне развитой, успешной, творческой, социально адаптированной в обществе личности.
Задачи проекта: прививать интерес к чтению книгповысить внимание к процессу формирования личностидать знания о жизни и окружающем миреразвивать самостоятельность мышленияучить детей любить книгинаучить быстро и выразительно читатьпривить полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыкиповышать качество знаний учащихся
Основная проблема: Как научить детей читать быстро, рационально,эффективно и осознанно
Пути решения: установить причину низкой читаемости детей;изучить систему специальных упражнений и способов действий, влияющих на параметры чтения и применять их в работе;применение современных инновационных технологий;довести до сведения родителей о правильном руководстве детским чтением и их большой роли в этом процессе;совершенствовать технику чтения;вести контроль знаний по предмету и техники чтения
Группы упражнений по совершенствованию навыков чтения Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Виды упражнений: разминка (артикуляционная гимнастика);для развития четкости произношения;шёпотом и медленно; тихо и умеренно;громко и быстро;скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок;наложенных друг на друга слов: р с п машина весенний а б е предметы о ж т т о а а к
Виды упражнений: «игра в прятки», «мнимое слово», «чтение за диктором»;ролевое чтение;хоровое, жужжащее чтение;чтение согласных по таблице: БТМПВФЧКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ и т.д.; чтение по таблице-треугольнику: м а р 1 а м о р 2 о м у р 3 у м ы р 4 ы м и р 5 и
Методика И.Т.Федоренко
Какая же должна быть скорость чтения? надо стремиться достигнуть скорости 80-90 слов в минуту к концу 3 класса;к середине 4 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту;во 2 полугодии 4 класса основное внимание уделять отстающим ученикам;
Контроль и учёт знаний техники чтения стартовый (входной)промежуточный (полугодовой или по четвертям)итоговый (конец года)
Таблица техники чтения
Динамика успеваемости учащихся
Работа учащихся в течение учебы Чтение книгПодготовка творческих работИзготовление рисунков и поделок по прочитанным произведениямКонкурсы чтецовВыступление на уроках чтения, окружающего мира, на внеклассных мероприятиях
Вывод: О результативности проекта можно будет судить только по прошествии времени. Но, анализируя уже проведенную работу, можно подвести такие итоги:проект способствовал развитию интереса к чтению;учащиеся повысили технику чтения и качество знаний;ребята приобрели читательскую, коммуникативную и речевую компетентность.
Информационные источники: 1)Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.- М.: Ось-89, 2001.2)Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Метод. Пособие для учителя.-М.: АРКТИ, 1999.3)Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей.- М.: Просвещение, 1990.4)Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.5)Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. Методические рекомендации.- М.: Просвещение, 1990.6)Первова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения. Начальная школа. – 1990. - №37)Светловская Н. Н., Джежжелей О. В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. – М., « Просвещение», 1997 г. 8)Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1977.9)Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.
Спасибо ЗА ВНИМАНИЕ !