Совершенствование навыков чтения школьников с нарушением интеллекта Срок реализации 1.09.2011 – 22.03.2012 , Божкова Л.В., Злобина Р.В.«Знаменская специальная (коррекционная) школа-интернат», 2012
АктуальностьВ настоящее время состояние техники чтения у школьников ухудшается и требует незамедлительного решения, так как процесс обучения нельзя представить без овладения осознанным и скорым навыком чтения.
Анализ опыта (или методическое обоснование)Огромное внимание данной проблеме в разное время уделяли следующие педагоги и психологи: Л. С. Выготский, Н.К. Крупская, Ефименкова, М. Ф. Гнездилов, С. Л. Рубинштейн, В. В. Воронкова
Цель: улучшить навык осознанного и выразительного чтения у детей с интеллектуальным недоразвитиемЗадачи1. Сформировать устойчивый интерес к чтению.2. Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа.3. Коррегировать оперативную память.
Новизна проектаМы обобщили практический опыт учителя Зверевой В.И. МОУ Алексеевская ООШ Жердевского района
Участники проекта или схема взаимодействияЗлобина Р. В.Божкова Л. В. Обучающиеся 6 класса
Сроки реализации проекта1 этап подготовительный с 1.09.2011 по 15.09.20112 этап основной с 17.09.2011 по 22.03.20123 этап заключительный (или аналитический)
Ожидаемые результатыСовершенствование полноценного навыка чтенияСформированность навыка звукобуквенного анализа словУлучшение восприятия слов и правильное их воспроизведение
Подготовительный этапИзучили теорию и практику по теме «Совершенствование навыка сознательного, правильного и беглого чтения»Создали рабочую группу в составе учителя русского языка Злобиной Р. В. и логопеда Божковой Л. В.Разработали план по классному чтению и логопедическим занятиям с учащимися 6 классаПодготовили материальную и методическую базу: игровые упражнения, тексты, тесты, слоговые таблицы, направленных на формирование осознанного, правильного и беглого чтения
Критерии эффективностиПроверка техники чтения: скорость чтения, правильность и осознанность.
Какая же должна быть скорость чтения?надо стремиться достигнуть скорости 80-90 слов в минуту к концу 6 класса;
Основной этап
Группы упражнений по совершенствованию навыков чтенияУпражнения, направленные на чтение труднопроизносимых слов, слов со стечением согласных и имеющих сложную слоговую структуруУпражнения, направленные на развитие четкости произношения.Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Основной этап
Виды упражненийчтение с «ошибкой»;чтение парами «наперегонки»;чтение «про себя»;чтение- «буксир»;тренировка артикуляционного аппарата;для развития четкости произношения;шёпотом и медленно; тихо и умеренно;громко и быстро;скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок;наложенных друг на друга слов: р с п машина весенний а б е предметы о ж т т о а а к
Основной этапПолноценный навык чтения был сформирован в процессе ежедневных занятий с использованием специальных приёмов и упражнений.
Динамика успеваемости учащихся
ВыводыГлавная цель проекта была достигнута: у учащихся был сформирован навык правильного осознанного чтения. Наш проект является эффективным и малозатратным, вместе с тем он оптимизирует образовательный процесс.
Распространение опытаПроект размещен на сайте педагогов www.proshkolu.ru
Востребованность проектаПроект может быть реализован в любой общеобразовательной школе и в любом классе
Используемые источникиРусский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения / авт.-сост. М. Е. Прокопенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 208с. Чтение. Методическое пособие./ авт.- сост. Л. И. Рудченко.- Волоград: Учитель, 2007- с. 150http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82&source=web&cd=41&cad=rja&ved=0CCAQFjAAOCg&url=http%3A%2F%2Falexshol.68edu.ru%2FPedProekT.ppt&ei=liJcUNiwGuao4gSX6oHYCw&usg=AFQjCNEmVsqFhfT6khigt8_nXoRnPevYAA