ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. В жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один; Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен. Дмитрий Мережковский
Современники о М.Ю.Лермонтове «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз», - писал Иван Сергеевич Тургенев. «То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет один из почитателей поэта , — щели, полные злости и ума». «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых, до сих пор остается для меня загадкой», - вспоминал художник М. Е. Меликов. «Глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные», - писал один из знакомых поэта.
Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. Антитеза Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Эпитет Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления Олицетворение Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов. Повторение одних и тех же элементов в начале строк, строф. Вопрос, на который не ожидается ответа. Метафора Анафора Риторический вопрос
Как часто пёстрою толпою окружён, Когда передо мной как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шёпоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски, Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки, - Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки. 1840 1. Какова тема стихотворения? 2. На каком художественном приёме построено? Выпишите словосочетания, подтверждающее это в два столбика.
Стансы Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом; Я б с ним препровожденный миг Почел потерянным досугом. Мне скучно в день, мне скучно в ночь. Надежды нету в утешенье; Она навек умчалась прочь, Как жизни каждое мгновенье. На светлый запад удалюсь; Вид моря грусть мою рассеет. Ни с кем в отчизне не прощусь – Никто о мне не пожалеет!... 1830 1. Каково состояние лирического героя? 2. О чём говорит местоимение «я» в первых трёх строках, а отрицательные местоимения - в последних?
Пусть я кого-нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою. Она как чумное пятно На сердце жжёт, хотя темно; Враждебной силою гоним, Я тем живу, что смерть другим: Живу – как неба властелин – В прекрасном мире – но один. 1831 1. Какова тема стихотворения? 2. Какова любовь поэта в стихотворении? Подтвердите своё мнение словосочетаниями из стихотворения.
одиночество природа общество друзья любовь к женщине
1.Одинокий – уединённый, живущий там, где мало людей, отдельно. 2. Одинокий – живущий одиноко, сам по себе, без семьи, товарищей. Словарь В.И.Даля
ОДИН (современ.) – из общеславянского един-, образовано сложением основ ед- (из старославянского языка «только») и –ин (общеслав. «один, сам») Школьный этимологический словарь
Синквейн 1 строка – одно слово – существительное. Тема. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
Лермонтов Одинокий, грустный Думает, чувствует, страдает Я люблю поэзию Лермонтова ПОЭТ
Домашнее задание Прочитайте стихотворения, сравните с прочитанными на уроке, определите состояние лирического героя. «Совет» (1830) « Мой дом» (1831) «Мы случайно сведены судьбою» (1832) «Памяти А.И.Одоевского» (1839) «К портрету» (1840)
Спасибо за урок