«Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» «Белеет парус одинокий…» «Тучки небесные, вечные странники…» «Мы долго молча отступали…» «На севере диком стоит одиноко…» «Играют волны – ветер свищет…» «Забил снаряд я в пушку туго И думал: …» «А он, мятежный, просит бури…» «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?…»
«Ребята, как вы думаете, «Ребята, как вы думаете, о чём же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих произведений прозвучали?»
Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Акварель.1837г.
М.Ю.Лермонтов. М.Ю.Лермонтов. Художник П.П.Кончаловский.
Что же было задано на сегодня? Что же было задано на сегодня? Кто желает продекламировать?
Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
мотив действия и подвига; мотив действия и подвига; мотив странничества; мотив изгнанничества; мотив сна; мотив памяти и забвения; мотив одиночества…
«Мотив одиночества «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».
Никто не дорожит мной на земле; Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, и даже злым в толпе кажусь… (М.Ю.Лермонтов)
Ночевала тучка золотая Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Необычный порядок слов в предложении. Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. Повторение однородных согласных звуков. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.
Композиция. Композиция. Инверсия. Антитеза. Аллитерация. Эпитет. Олицетворение. Метафора.
Какова композиция стихотворения? Какова композиция стихотворения? Как называется противопоставление образов, настроений? Для чего автор именно так выстроил композицию? Каков мотив? Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?
Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.); Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.
Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. У многих народов он символизировал небо и вечность. Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу.
См. с. 168 – 169 учебника. См. с. 168 – 169 учебника.
Какова композиция произведения (каково его построение)? Какова композиция произведения (каково его построение)? Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении? Каков мотив? Как показано одиночество?
Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»? Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»? С каким новым термином познакомились? Каков же лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня? Что удалось повторить, закрепить? Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока? На сколько каждый из вас поработал?
Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его; Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его; повторить литературоведческие термины. Инд.: подготовить сообщение о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе.