-Прочитайте строчки, -Прочитайте строчки, - назовите автора - название стихотворения
1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом 1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом 2. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. 3. Выхожу один я на дорогу…
4. Но остался мокрый след в морщине 4. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко.
5. Один и без цели по свету ношуся давно я 5. Один и без цели по свету ношуся давно я 6.“На севере диком стоит одиноко...” 7. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…
Одиноко Одиноко одинокий один одиночество
Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Акварель.1837г.
М.Ю.Лермонтов. М.Ю.Лермонтов. Художник П.П.Кончаловский.
Что же было задано на сегодня? Что же было задано на сегодня? Кто желает продекламировать стихотворение «Тучи»?
- Выявить ключевые образы стихотворений - Выявить ключевые образы стихотворений -роль изобразительно-выразительных средств языка - дать интерпретацию поэтического текста
- попытка проникнуть в творческую лабораторию - попытка проникнуть в творческую лабораторию - сформулировать авторскую позицию и свое отношение к ней
Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
мотив действия и подвига; мотив странничества; мотив изгнанничества; мотив сна; мотив памяти и забвения; мотив одиночества…
«Мотив одиночества «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».
И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды… И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды… М .Ю.Лермонтов
Никто не дорожит мной на земле; Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, И даже злым в толпе кажусь… (М. Ю. Лермонтов)
Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Необычный порядок слов в предложении. Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. Повторение однородных согласных звуков. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.
Композиция. Композиция. Инверсия. Антитеза. Аллитерация. Эпитет. Олицетворение. Метафора.
Какова композиция стихотворения? Какова композиция стихотворения? Как называется противопоставление образов, настроений? Для чего автор именно так выстроил композицию? Каков мотив? Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?
Ночевала тучка золотая Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне
«…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…» Велимир Хлебников «…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…» Велимир Хлебников
- Какие качества, свойства олицетворяют образы тучки и утеса?
«Тучка», – воплощение легкости, легкомыслия, беспечности, беззаботности «Тучка», – воплощение легкости, легкомыслия, беспечности, беззаботности
- Какова роль эпитетов в стихотворении?
Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту. Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту. - Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.
« Утес» – воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности « Утес» – воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности
Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.
Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. У многих народов он символизировал небо и вечность. Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу.
КАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ? КАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ? - МОГУТ ЛИ «ТУЧКА» и «УТЕС» БЫТЬ ВМЕСТЕ?
Две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, подчеркивается одиночество старого утеса. С помощью антитезы подчеркивается основной мотив стихотворения – мотив одиночества. Две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, подчеркивается одиночество старого утеса. С помощью антитезы подчеркивается основной мотив стихотворения – мотив одиночества.
« Листок» « Листок» 1841 год
-Каким настроением проникнуто стихотворение? -Каким настроением проникнуто стихотворение? - В чем различия между настроением стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и стихотворения Лермонтова «Листок»
- Как построено это стихотворение? - Как построено это стихотворение? - Какова композиция стихотворения? - Сколько строф в стихотворении?
- стихотворение построено на антитезе. - стихотворение построено на антитезе. Противопоставление – антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев.
Первая строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка Первая строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка Вторая – о благополучном «райском» существовании молодой чинары Третья и четвертая - диалог
В чем особенности лексики стихотворения и каково ее значение?
« оторвался от ветки родимой « оторвался от ветки родимой «жестокою бурей гонимый» « засох, увял он от холода, зноя и горя» « приюта молит» «странник прижался» «бедный листочек» « до срока созрел»
- Найдите изобразительно- выразительные средства языка и определите их роль в раскрытии авторской позиции ?
« оторвался от ветки родимой - олицетворение « оторвался от ветки родимой - олицетворение «жестокою бурей гонимый» -олицетворение « засох, увял он от холода, зноя и горя» - метафора « приюта молит» - олицетворение «странник прижался» -олицетворение
«докатился до Черного моря» «докатился до Черного моря» «вырос в отчизне суровой» «один и без цели» «пришелец»
Погибающий Погибающий Бесприютный Страдающий Одинокий Несчастный Одиночество
«молодая», « с ней шепчется ветер» «молодая», « с ней шепчется ветер» « ветви лаская» « поют ей райские птицы» «листья изумрудные»
- Назовите изобразительно- выразительные средства языка и их роль в раскрытии авторской позиции ? - Назовите изобразительно- выразительные средства языка и их роль в раскрытии авторской позиции ?
«Листья изумрудные»- эпитет «Листья изумрудные»- эпитет «сынам свежим» -метафора «солнцем любима» - олицетворение
Образ листка - это аллегория. Образ листка - это аллегория.
Иносказание. Иносказание. Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения).
Какова композиция произведения (каково его построение)? Какова композиция произведения (каково его построение)? Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении? Каков мотив стихотворения?
Как показаны одиночество и бесприютность героя? Как показаны одиночество и бесприютность героя?
« оторвался от ветки родимой «жестокою бурей гонимый» « засох, увял он от холода, зноя и горя»
« приюта молит» « приюта молит» «бедный листочек» « до срока созрел» « докатился до Черного моря»
Значимые слова вынесены в конец строки и зарифмованы
Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта.
- Что символизирует море? - Что символизирует море? - Почему чинара отказывается приютить странника? - Какие мотивы звучат в этом стихотворении»
Море символизирует край света, оно сулит гибель листка Море символизирует край света, оно сулит гибель листка
- В каких стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночества и странничества?
«Парус» «Тучи» « На севере диком» «Утес»
Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»? Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»? С каким новым термином познакомились? Каков же лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня? Что удалось повторить, закрепить? Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока? На сколько каждый из вас поработал?
Одиноко Одиноко одинокий один одиночество
Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его; « Листок»- выразительное чтение. Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его; « Листок»- выразительное чтение. повторить литературоведческие термины. Инд..: подготовить сообщение о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе. ( Лене)
Кириллу, Рите – Напишите сочинение - миниатюру на тему: «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»
- проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи с чинарой
Никто не дорожит мной на земле; Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, И даже злым в толпе кажусь… (М. Ю. Лермонтов)