«Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» «Белеет парус одинокий…» «Тучки небесные, вечные странники…» «Мы долго молча отступали…» «Играют волны – ветер свищет…» «Забил снаряд я в пушку туго И думал: …» «А он, мятежный, просит бури…» «Кто же вас гонит: судьбы ли решение?…»
«Ребята, как вы думаете, «Ребята, как вы думаете, о чём же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих произведений прозвучали?»
Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Акварель.1837г.
М.Ю.Лермонтов. М.Ю.Лермонтов. Художник П.П.Кончаловский.
Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
мотив действия и подвига; мотив действия и подвига; мотив странничества; мотив изгнанничества; мотив сна; мотив памяти и забвения; мотив одиночества…
«Мотив одиночества «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».
Никто не дорожит мной на земле; Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, и даже злым в толпе кажусь… (М.Ю.Лермонтов)
Ночевала тучка золотая Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.); Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.
Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. У многих народов он символизировал небо и вечность. Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу.
См. с. 155 – 156 учебника. Анализ стихотворения в тетради по следующим вопросам См. с. 155 – 156 учебника. Анализ стихотворения в тетради по следующим вопросам
Какова композиция произведения (каково его построение)? Какова композиция произведения (каково его построение)? Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении? Каков мотив? Как показано одиночество?
Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.158) Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.158) выучить литературоведческие термины, подготовиться к диктанту по терминам Анализ стихотворения ( по схеме) в тетради закончить дома.