1.Познакомиться с жизнью и творчеством А.П.Чехова – известного русского писателя и драматурга, юбилей которого отмечается в 2010 году (150 лет со дня рождения). 1.Познакомиться с жизнью и творчеством А.П.Чехова – известного русского писателя и драматурга, юбилей которого отмечается в 2010 году (150 лет со дня рождения). 2. Восприятие, истолкование и оценка образа героя рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре», учителя Беликова. 3. Прокомментировать роль литературного портрета героя рассказа и его деталей в раскрытии авторской идеи. 4. Анализ образа предмета («футляр») как лейтмотива рассказа, сопровождающего развитие сюжета. 5. Дать ответ на проблемный вопрос: «Можно ли Беликова назвать достойным учителем, обучающим молодое поколение?» 6. Провести анкетирование учащихся 9-11-х классов школы: «Назовите несколько основных качеств, которыми, с вашей точки зрения, должен обладать современный учитель». Проанализировать результаты анкетирования, сделать выводы.
В 2010 году Россия и литературная общественность всего мира отмечают юбилей великого русского писателя Антона Павловича Чехова. «А.П.Чехов – один из самых чудесных писателей на земле»,- писал А.Фадеев. В 2010 году Россия и литературная общественность всего мира отмечают юбилей великого русского писателя Антона Павловича Чехова. «А.П.Чехов – один из самых чудесных писателей на земле»,- писал А.Фадеев. Тема данной работы посвящена не только литературному анализу рассказа «Человек в футляре», но прежде всего рассмотрению и толкованию образа главного героя – учителя Беликова, его образу жизни и жизненной позиции. Инициатива образовательного сообщества об объявлении 2010 года в РФ Годом учителя была поддержана президентом Медведевым Д.А. .
Отец, Павел Егорович Чехов (1825—1898) унаследовал от своего отца деспотичный Отец, Павел Егорович Чехов (1825—1898) унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах. Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова (1835—1919) — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Антон Чехов говорил, что «талант в нём со стороны отца, а душа со стороны матери».
Главный герой – учитель Беликов. Главный герой – учитель Беликов. Рассказ «Человек в футляре» был написан в 1898 году. Это один из самых моих любимых рассказов А.П.Чехова. «Человек в футляре». Какое, казалось бы, странное выражение, а как точно оно отражает человеческую сущность, а именно душу главного героя- Беликова, учителя греческого языка. Для того чтобы понять, почему Антон Павлович Чехов именно так назвал свой рассказ, я решила обратиться к словарю Ожегова С.И. с целью выяснить, каково лексическое значение слова «футляр».
1.Коробка, чехол, куда кладётся вещь для хранения или для предохранения от чего-нибудь. 2.Человек в футляре – человек, который замкнулся в кругу своих узких интересов, боится всяких нововведений (по названию рассказа А.П.Чехова)
«Футлярность» (детали) «Футлярность» (детали) «В калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате». «Зонтик у него был в чехле». «Часы в чехле из серой замши». «Нож у него был в чехольчике». «Лицо, казалось, тоже было в чехле». «Тёмные очки, фуфайка» Мысль также старался запрятать в футляр. «Осторожность», «мнительность», «чисто футлярные соображения». «Халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и – ах, как бы чего не вышло!» 10. Ему было страшно даже под одеялом. 11. «Спальня, точно ящик».
Беликов «всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было». Его жизненная позиция была очень проста – подчиняться власти, не нарушать закон, не вводить ничего нового в свою жизнь, а то: «Ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло». Он считал: «Надо вести себя очень, очень осторожно», «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло». Беликов считал себя правильным человеком: «Постное есть вредно, а скоромное нельзя…» Беликов «всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было». Его жизненная позиция была очень проста – подчиняться власти, не нарушать закон, не вводить ничего нового в свою жизнь, а то: «Ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло». Он считал: «Надо вести себя очень, очень осторожно», «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло». Беликов считал себя правильным человеком: «Постное есть вредно, а скоромное нельзя…»
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Так говорил Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм – немецкий учитель-демократ. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Так говорил Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм – немецкий учитель-демократ. Какой может подавать пример своим ученикам такой педагог, как Беликов, который сам всего боится и опасается? Учитель должен быть открытым для общения, для жизни. С душой подходить к своей работе.
Все боялись этого человека. Все боялись этого человека. «Мы учителя, боялись его. И даже директор боялся. Наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!» Мне вспомнились слова: «Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». (Т. Шаш). А у Беликова было наоборот. Но Беликов держал в руках весь город! Жители «…боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте». Беликов пропагандирует «мёртвую» жизнь, без общения, без просвещения, сострадания. Восхищаясь древнегреческим языком, который является мертвым, вышедшим из широкого употребления, учитель гимназии не замечает потока жизни, новшеств, например, катание на велосипеде женщины привело его в ужас. Учитель, я думаю, должен идти в ногу со временем, принимать и понимать прогресс, так как он работает с молодым поколением.
Беликова возмущали, «приводили в Беликова возмущали, «приводили в уныние» самые безобидные отступления от правил, которые он выдумал сам или вычитал в различных циркулярах и приказах: «опоздание на молебен», «шалости гимназистов», прогулки классных дам с офицерами, развлечения молодёжи. Получается, что он был против самой жизни, но дальше ещё хуже: он добивался понижения баллов или даже исключения из гимназии учащихся, которые, с его точки зрения, ведут себя «дурно». Буркин сравнивает Беликова со зверьком: маленькое лицо, «как у хорька».
В рассказе есть герой, который В рассказе есть герой, который противопоставлен Беликову-это учитель по географии Коваленко. Его возмущает покорность горожан перед «беликовщиной». Это молодой учитель, который не хочет работать в гимназии, где царит «удушающая» атмосфера. «Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке». Таким образом, Чехов показывает читателю, что в город проникают веяния нового времени. Мне кажется, именно такой жизненной позицией должен обладать современный учитель.
Учитель является ярким примером для своего ученика. Педагоги создают не только фундамент знаний ученика, но учат жизни: что хорошо или плохо, как себя вести в различных жизненных ситуациях. Беликов вряд ли укреплял дух своих учеников, потому что сам всего боялся и жил в своём «футляре». Наверняка, он также и всем в городе советовал ничего не менять в своей жизни, слушаться властей, а то «как бы чего не вышло». Учитель является ярким примером для своего ученика. Педагоги создают не только фундамент знаний ученика, но учат жизни: что хорошо или плохо, как себя вести в различных жизненных ситуациях. Беликов вряд ли укреплял дух своих учеников, потому что сам всего боялся и жил в своём «футляре». Наверняка, он также и всем в городе советовал ничего не менять в своей жизни, слушаться властей, а то «как бы чего не вышло».
Сюжет этой сказки известен каждому: жил-был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей. «Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула». Сюжет этой сказки известен каждому: жил-был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей. «Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула».
Автор, подводя итог жизни своего героя-пискаря, открывает читателю тоскливую истину: «…неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами. Кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло , ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславья, … живут, даром место занимают…». Автор, подводя итог жизни своего героя-пискаря, открывает читателю тоскливую истину: «…неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами. Кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло , ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславья, … живут, даром место занимают…».
В опросе принимали участие 55 учащихся. В опросе принимали участие 55 учащихся. 30 учеников из всех опрошенных на 1-ое место поставили такое качество, как «понимание» и «отзывчивость». На 2-ом месте – «знание своего предмета» (24 учащихся). На 3-ем месте - «доброта» (23 учащихся). Также упоминаются такие качества, которыми должен обладать «настоящий учитель», с точки зрения, старших школьников: «порядочность», «справедливость», «общительность», «уверенность в себе».
Рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре». Издательство «Художественная литература», Москва, 1976г. Рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре». Издательство «Художественная литература», Москва, 1976г. Фильм Исидора Анненского «Человек в футляре». «Советская Беларусь», 1939г. ООО «Ретро-клуб», 2006г. http://socialproject.ru/ http://chehov.niv.ru http://www.antonchehov.ru/ Словарь Ожегова С.И. Словарь русского языка: Ок.57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип.- М.: Рус. Яз., 1986-797 с. http://ru.wikipedia.org/wiki/Медведев,_Дмитрий_Анатольевич http://fotki.yandex.ru/users/natimaleva/view/249014?page=1 Слово-образ-смысл:филологический анализ литературного произведения 10-11 классы: Элективный курс/ учебное пособие / В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова – М.: Дрофа, 2006