Антон ПавловичЧехов (1860 – 1904)Рассказ «Человек в футляре»
Цели урока:Познакомить с личностью А.П.Чехова, обзорно представить географические места, связанные с именем писателя; раскрыть смысл понятия «футлярная жизнь» через анализ рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре». Развивать умение анализировать художественное произведение, видеть его смысл; совершенствовать коммуникативные навыки: высказывать и аргументировано доказывать свою точку зрения.Воспитывать активную жизненную позицию, стремление к самосовершенствованию, осознание истинного смысла существования человека на земле, главных жизненных ценностей.Методическая цель:Использование интерактивных методов и приёмов педтехники с целью повышения познавательной активности учащихся.
Жизнь дается человеку один раз, и нужно прожить её бодро, осмысленно, красиво.
«Заочная экскурсия». Таганрог Дом на Полицейской улице, где родился А.П.Чехов
«Заочная экскурсия». Таганрог Дом и бакалейная лавка отца А.П.Чехова
«Заочная экскурсия». Таганрог Гимназия, в которой учился А.П.Чехов Инспектор Таганрогской гимназии Дьяконов был «худой, тонкий, он ходил всегда в узких «коленкоровых брючках» и плоском картузе, похожем на сковородку, он напоминал Чехову «гадючку».
«Заочная экскурсия». Москва Дом – комод на Садово-Кудринской улице (ныне дом-музей А.П.Чехова)
«Заочная экскурсия». Москва А.П.Чехов – студент медицинского факультета университета (1879-1884)Печатается в журналах«Стрекоза»«Осколки»«Будильник»«Зритель»Псевдонимы: Антоша Чехонте, Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.
«Заочная экскурсия». Сахалин Очерк «Остров Сахалин» (1891-1893)А. П. Чехов по собственной инициативе предпринял попытку переписать население Сахалина
«Заочная экскурсия». Мелихово В 1892-1893гг. В России эпидемия холеры. Чехов работает участковым врачом, обслуживает 26 деревень, 4 фабрики, монастырь, организовывает медицинские пункты
В Мелихово было написано более 40 произведений
Знаменитый флигель Мелихово Здесь были написаны: «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), пьеса «Чайка»
Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»(«Маленькая трилогия»)
Приём «Узел удивления»«футлярная жизнь» -?
Контроль домашнего чтения Приём «Узнай героя»
1.Кабы чего не вышло! 2. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая.3. А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг,… говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?4. Ха-ха-ха!5. Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало.1.Михаил Саввич Коваленко2.Иван Иванович Чимша-Гималайский3.Беликов4.Буркин5.Варенька
Особенности композиции Мавра – внесюжетный персонажВид композиции – «рассказ в рассказе» (рамочная), кольцевая -?
Образ Беликова Способы создания образа:Портрет Интерьер ХарактерРечьОтношение окружающихАвторская позиция! Индивидуальные «маршруты»
Смысл заглавия футлярЧЕХОЛ (зонт, часы, нож ) - прямое значениеОБОЛОЧКА (воротник, очки) – ? значениеМЫСЛЬ (несвобода мысли) - ? значение Заглавие очень точно отражает человеческую сущность героя. Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, своим искренним стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и самого себя.
Детали и их значение Художественная деталь - средство раскрытия образа в рассказе «Человек в футляре».Детали: Черные очки, зонтик, плащ, резиновые сапоги.Значение: Человек замкнут, закрыт от всего мира и создает этими вещами себе футляр.
Образ Беликова Способы созданияобраза:Портрет (очки, зонт, поднятый воротник)Интерьер (спальня точно …Речь ( ? )ХарактерОтношение окружающих
Учебная дискуссия Приём «Лицом к лицу»Кто Беликов -безвредныйжалкий герой илиопасный человек?Комичен илистрашен он? Надоли опасаться такихлюдей?
«Беликов едва не женился…»
"- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?
– Доложить? Ступай, докладывай!Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?Здесь «спуск с лестницы» символичен:происходит низвержениеБеликова с его высоты,Высоты его положения.
Анализ эпизода «Похороны Беликова» Приём «Мыслительный лист»Творческая работа
Приём «Записки» Актуален или нет рассказ? Встречаются ли в нашей жизни люди, подобные Беликову?
В год 150-летнего юбилея А.П.Чехова на родине писателя состоялось торжественное открытие скульптуры "Человек в футляре". Двухметровая скульптура представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру. Композицию, созданную известным ростовским скульптором Давидом Бегаловым, установили возле гимназии Чехова.Скульптура стоит без постамента, рядом с идущими по своим делам людьми. Как, собственно, и положено чеховскому герою, пришедшему из жизни.
Типизация Тема «футлярной» жизни - одна из сквозных, центральных тем в творчестве Чехова. Учитель гимназии Беликов не случайно оказался образом нарицательным, олицетворяющим общественное явление, получившее название «беликовщины». Тип «маленького человека»
Авторская позиция «- А разве то, что мы живём в городе в духоте, …пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?...Видеть и слышать, как лгут… и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно!»
Домашнее задание Учебник, стр. 54-56 (о Чехове); *Стр. 70 задание №12Чтение: «Крыжовник», «О любви».Задание «не для всех»**СинквейнНаписать сочинение-размышление «Как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему надо быть».
Итог урока Никто не понимал так ясно и тонко, как А.П.Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденности.М. Горький