Направление «модернизм» в литературе 90-х годов 19-начала 20 века
МОДЕРНИЗМ – (от французского modern - новый, современный) подразумевал новое явление в литературе и искусстве. МОДЕРНИЗМ – (от французского modern - новый, современный) подразумевал новое явление в литературе и искусстве. Цель модернизма – духовное возрождение человечества, преображение мира средствами искусства. Особое место отводилось автору. Он являлся прорицателем, пророком.
Выделяют несколько направлений модернизма: Символизм Акмеизм Футуризм Имажинизм
Символизм и писатели-символисты. Символизм – это литературное направление , считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символ. Ключевое понятие символизма – символ – многозначное иносказание. Символ содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов.
Цель символизма – рядом образов, символов, как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нём известное настроение. Представителями символизма являются К.Д. Бальмонт(«Горящие здания»,«Будем как солнце»,«Только любовь»,«Фейные сказки»), В.Я. Брюсов («Шедевры»,«Это- я»,«Третья стража»).
Валерий Яковлевич Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов
Фёдор Сологуб Фёдор Сологуб
Акмеизм. Писатели-акмеисты. Акмеизм – модернистское течение, декларировавшее чувственное восприятие внешнего мира. Возврат слову его изначального, не символического смысла. Акмеистов интересовал реальный мир, а не потусторонний, красота жизни. Представителем акмеизма является Николай Степанович Гумилев(книги «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга»).
Николай Степанович Гумилев Николай Степанович Гумилев
Футуризм. Писатели-футуристы. Футуризм – авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства, ради слияния его с жизненным процессом. Футуристы поставили человека в центр мира и воспевали пользу, а не тайну, отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма. В качестве программы они выдвинули утопическую мечту о рождении сверх искусства, способного преобразить мир. Обновляли значения многих слов, создавали новые. Представители:Маяковский,Хлебников,Бурлюк,Крученых, Северянин,Пастернак,Ивнев и др.
Велимир Хлебников Велимир Хлебников
Имажинизм и «новокрестьянская поэзия». Имажинизм сформировался позже всех других течений. В 1918 году Есенин,Мариенгоф и Шершеневич создали собственную поэтическую группу и прозвали себя имажинистами. Имажинисты любили сочетать несочетаемое(например, «луны часы деревянные…»). Они всегда противопоставляли себя футуристам. Имажинисты выпустили сборники «Плавильня слов», «Коробейники счастья».
Родоначальником новокрестьянской поэзии стал Николай Алексеевич Клюев. Всем своим творчеством он стремился донести до читателя красоту крестьянской Руси. Путь к гармонии поэт видел в сооружении сказочного Китеж-града, в котором воплотились бы «внутренние сокровища» и высокие устремления человека. Сборники стихотворений: «Братские песни» и «Лесные были». Новокрестьянская поэзия тесно связана с именами Сергея Антоновича Клычкова,Петра Васильевича Орешина.
Сергей Есенин