PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / Антон Павлович Чехов Рассказы "Человек в футляре", "Дама с собачкой", "Палата № 6", "Ионыч", "Дом с мезонином", "Студент"
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Антон Павлович Чехов Рассказы "Человек в футляре", "Дама с собачкой", "Палата № 6", "Ионыч", "Дом с мезонином", "Студент"


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Антон Павлович Чехов Рассказы "Человек в футляре", "Дама с собачкой", "Палата № 6", "Ионыч", "Дом с мезонином", "Студент"


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Антон Павлович Чехов Рассказы "Человек в футляре", "Дама с собачкой", "Палата №
Описание слайда:

Антон Павлович Чехов Рассказы "Человек в футляре", "Дама с собачкой", "Палата № 6", "Ионыч", "Дом с мезонином", "Студент"

№ слайда 2 Чехов А.П. - Большие темы маленьких рассказов В своих небольших рассказах Чехов
Описание слайда:

Чехов А.П. - Большие темы маленьких рассказов В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства; Чехов с болью видел, что русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. “Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины” (М. Горький). Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной обывательщине уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой нравственных, деятельных начал человеческой жизни.     

№ слайда 3 Рассказы Чехова, указывающие обществу на его пороки, направлены на очищение, “ле
Описание слайда:

Рассказы Чехова, указывающие обществу на его пороки, направлены на очищение, “лечение” человека от “общественных недугов”. Чехов пошел дальше своих предшественников и учителей. Кто-то из физиков сказал: “Если мы видели дальше других, то это потому, что мы стояли на плечах гигантов”. Чехову удалось с необычайной меткостью и художественной прозорливостью не только указать пороки современного ему общества, но и намекнуть на средства избавления от этих пороков. Эти проблемы существуют и в наши дни, поэтому рассказы Чехова не потеряли и не потеряют своей актуальности.

№ слайда 4 Осуждению духовного застоя, убожеству обывательской жизни собственнического счас
Описание слайда:

Осуждению духовного застоя, убожеству обывательской жизни собственнического счастья посвящен рассказ “Человек в футляре”. Герои этого рассказа отказываются от общественных идеалов, а это влечет за собой и их моральное падение. В образе главного героя «Человека в футляре» Беликова Чехов дал символический тип человека – добровольного доносчика, бездушного черствого эгоиста, присвоившего себе право контролировать поведение окружающих людей и пугающий их неоправданным и страшным «как бы чего не вышло». Буркин, рассказавший об учителе Беликове, отмечает: “Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять — пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте”. Брезгливые «порядочные» люди подчинялись ему, потому что не хватало силы характера сопротивляться.

№ слайда 5 В рассказе “Ионыч”, который близок по тематике к “Человеку в футляре”, Чехов рас
Описание слайда:

В рассказе “Ионыч”, который близок по тематике к “Человеку в футляре”, Чехов раскрывает общественные причины духовного оскудения значительной части интеллигенции России в 90-е годы. Герой рассказа — Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, мечтающий честно служить людям. Милый и приятный молодой человек, он ненавидит обывательщину. Но, поселившись в городе, где самые интеллигентные и образованные люди оказываются мелкими, ограниченными, Старцев не нашел в себе сил противостоять мещанскому обществу. Все повествование писатель развертывает так, чтобы показать, как постоянно опустошается душа Старцева, превращающегося из интеллигента в обывателя. Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне Туркиной. Так завершился процесс превращения неглупого человека в довольствующегося тусклой, обыденной жизнью. Виновата среда, в которой нет места живым интересам, но виноват и сам герой, не сумевший противостоять обывательскому окружению. Были в конце XIX века прогрессивно настроенные люди в России, начинали борьбу за иную, новую жизнь, но Старцев далек от этих людей, у него не оказалось хоть сколько-нибудь высокой цели в жизни, да он ее и не искал.

№ слайда 6 В 1892 году Чехов написал рассказ “Палата № 6”. Тягостное впечатление производит
Описание слайда:

В 1892 году Чехов написал рассказ “Палата № 6”. Тягостное впечатление производит начало рассказа: “В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли...”. Мы знакомимся с обитателями палаты № 6, и тягостное впечатление усиливается. Перед нами душевнобольные, сторож Никита, глупый и бестолковый человек. Больные похожи на арестантов, больница — на тюрьму, где перепуталось всё, где трудно отличить нормального от сумасшедшего. Единственный человек здесь, способный здраво "мыслить”, душевнобольной Громов. Жизнь среди нормальных людей свела его с ума. У него мания преследования, ему постоянно кажется, что его посадят в тюрьму. И он попадает в эту тюрьму — палату № 6, где больных не лечат, а истязают, где жизнь страшнее, чем в аду. Сидя за большой решеткой, невыносимо страдая, он не перестает протестовать, возмущаться, верить, что когда-нибудь правда восторжествует.

№ слайда 7 Иная психология, иные взгляды у доктора Ратина. Он внушает Громову: “При всякой
Описание слайда:

Иная психология, иные взгляды у доктора Ратина. Он внушает Громову: “При всякой обстановке вы можете находить успокоение в самом себе”. Он не вмешивался в дела вверенной ему больницы, не пытается улучшить положение больных. Он успокаивает себя: “Все вздор и суета... в своей нечестности виноват не я, а время...” Чехов восстает против пассивного отношения к жизни. Сам доктор попадает в палату № 6, и Никита истязает его. Ратин прозревает: “...в голове его, среди хаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди... Как могло случиться, что в продолжение, больше чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого?..” Писатель Н. Лесков говорил: “В палате № 6” в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это Россия...”

№ слайда 8 Тема любви в рассказе А.П.Чехова "дама с собачкой” Чехов в своем творчестве удел
Описание слайда:

Тема любви в рассказе А.П.Чехова "дама с собачкой” Чехов в своем творчестве уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно чувству любви. Безусловно, любовь - самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на человека ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви в спокойное семейное русло, где страсть узаконена и становится лишь одним из элементов повседневной жизни. В России во время Чехова были очень сильны патриархальные представления о любви и браке. Считалось вполне нормальным жениться и выходить замуж не по любви, а либо по "разумному расчету", либо по договоренности родителей, либо из каких-то других соображений житейского здравого смысла. Однако прожить без любви или же загнать в тесные рамки живое свободное чувство далеко не просто.

№ слайда 9 Герои рассказа Чехова "Дама с собачкой" живут спокойной и размеренной жизнью, ко
Описание слайда:

Герои рассказа Чехова "Дама с собачкой" живут спокойной и размеренной жизнью, которая уже давно определилась, приобрела вполне завершенную форму, а в перспективе у них - медленное старение. В их жизни нет места сильным страстям, в ней ничего не происходит. Героиня едет на море лишь потому, что в обществе принято ездить на море. Она, как сотни других праздных, старательно отдыхающих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набережной, греется на солнце, дышит полезным морским воздухом. Главный герой, Гуров, живет так же размеренно и скучно. Правда, он время от времени позволяет себе "маленькие шалости", чтобы как-то скрасить свои унылые серые будни в семье, которая всегда была ему чужой. Он изменяет жене, которую не любит, да и никогда не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть "как все". Его измены - отнюдь не романтические приключения, они - часть все того же рутинного порядка. Любовные отношения Гурова и Анны Сергеевны представляются обоим чем-то случайным и мимолетным, хотя женщина впервые изменила мужу и искренне переживает это. Тем не менее этот "южный" роман вносит в их существование оживление: их привлекает то, что их связь относится к сфере запретов, и они не задумываются о последствиях. Но эти как будто ни к чему не обязывающие отношения постепенно перерастают в серьезное чувство, а время летнего отдыха уже подошло к концу. Хотя им и жалко расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный курортный роман. Но зародившаяся любовь сильнее их - в общем-то слабых и безвольных людей.

№ слайда 10 Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам л
Описание слайда:

Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей самых обыкновенных и ничем не примечательных, "маленьких". Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остается обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак. Гуров боится свою жену, а Анна Сергеевна не хочет ранить своего мужа. Однако на самом деле не это главное: их обоих удерживает страх изменить привычный образ жизни. Они продолжают время от времени тайком встречаться, чтобы "урвать" у жизни крупицу счастья, но это счастье искусственно и не подлинно. Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности, но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца. Это - своего рода "дурная бесконечность", ибо ни Гуров, ни Анна Сергеевна ни к чему не стремятся и жизнь их не наполнена смыслом, который могла им даровать любовь, если бы они не были так слабы...

№ слайда 11 Истолкование рассказа «Дом с мезонином»Мастерство Чехова, особенности его прозы
Описание слайда:

Истолкование рассказа «Дом с мезонином»Мастерство Чехова, особенности его прозы прекрасно отражены в новелле “Дом с мезонином”. В “Доме с мезонином” соединены три темы — тема любви, тема труда и тема народа. Художник, от лица которого ведется повествование, в богатой дворянской усадьбе встречает двух сестер. Младшая, Женя (домашние называют ее Мисюсь), — восприимчивая и впечатлительная натура. Она увлекается чтением книг и за этим занятием может провести целый день. На протяжении всего рассказа Чехов рисует портрет Мисюсь, черты которого очень выразительны.Однако все внимание писателя сосредоточено на раскрытии внутреннего мира героини, а штрихи портрета способствуют этому.

№ слайда 12 Женя еще молода и неопытна, она видит в людях только хорошее: ей нравится художн
Описание слайда:

Женя еще молода и неопытна, она видит в людях только хорошее: ей нравится художник, но она любит и сестру, являющуюся полной ее противоположностью. Часто Мисюсь повторяет фразу: “Наша Лида замечательный человек!” Лидия Волчанинова, “тонкая, бледная, очень красивая, с целой копной каштановых волос на голове, с маленьким упрямым ртом”, твердо решила быть деятельной и доброй, помогать бедным и больным, распространять знания среди крестьян. “...Нельзя сидеть сложа руки, — говорит Лида. — Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы — правы. Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем”. Она занимается земскими проблемами, всеми силами старается облегчить безрадостное существование крестьян. Девушка живет только на двадцать пять рублей своего жалованья, хотя у семьи есть достаточно большие средства. Но Лидия лишена истинных, прекрасных чувств. Не признает она и искусства, которое, по ее мнению, не приносит пользы народу.

№ слайда 13 И в идейную борьбу с Лидией Волчаниновой вступает художник, пытающийся глубже ос
Описание слайда:

И в идейную борьбу с Лидией Волчаниновой вступает художник, пытающийся глубже осмыслить жизнь. По-другому видит он цели, стоящие перед интеллигенцией. “По-моему, — говорит главный герой Лидии, — медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки, при существующих условиях, служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи-, а лишь прибавляете новые звенья...” Лида боится влияния художника на младшую сестру и заставляет Женю уехать в другую губернию. Вероятное счастье и любовь «слабой» сестры и художника разрушает сухая, черствая Лидия, которая решает за других, что хорошо, что плохо.

№ слайда 14 “Дом с мезонином” — это повествование о том, как вынуждены расстаться любящие се
Описание слайда:

“Дом с мезонином” — это повествование о том, как вынуждены расстаться любящие сердца. Но здесь же автор поднимает проблему интеллигенции и народа: легкой, беззаботной жизни обитателей дворянской усадьбы противопоставлена тяжелая жизнь мужиков. Понимая, что “библиотечками” и “аптечками” делу помочь нельзя, Чехов призывает читателей искать новые пути решения этой проблемы. А дом с мезонином становится пустым после отъезда Жени. Ведь именно Мисюсь — самая светлая личность в рассказе. И дом “жил”, дом “дышал” благодаря чистоте ее чувств, ее мыслей. В новелле “Дом с мезонином” Антон Павлович Чехов выступает, скорее, как лирик и романтик, чем как реалист. Поэтому особенно высоко художественное значение этого рассказа.

№ слайда 15 Рассказ "Студент" Рассказ «Студент» - это рассказ о студенте Иване, который пост
Описание слайда:

Рассказ "Студент" Рассказ «Студент» - это рассказ о студенте Иване, который поставил проблему смысла жизни.Во всём: и в теперешнем своём состоянии, и в жизни своей, и в истории - видит Иван лишь холод, ветер и страдания. "И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше".

№ слайда 16 Рядом с именами Рюрика, Иоанна, Петра - великих деятелей русской истории - стоят
Описание слайда:

Рядом с именами Рюрика, Иоанна, Петра - великих деятелей русской истории - стоят вечные "ветер", "голод", "чувство гнёта". Причём автор подчёркивает неизменность людских несчастий вне зависимости от времени.Из этого Иван делает неутешительный вывод: жизнь никогда не станет лучше, что бы ни делали люди. Однако остановиться на этом выводе нельзя, он с неизбежностью влечёт за собой вопрос, прямо ни автором, ни героем не сформулированный, но подразумевающий: для чего жить? В чём смысл человеческого бытия, если оно до того мимолётно, скоротечно, что не меняет ничего в общей картине мира? Если не смогли избавить людей от "ужасов" ни Рюрик, ни Иван, ни Пётр, что делать мне, для чего мне жить?

№ слайда 17 В эпизоде, где Иван Великопольский рассказывает про отречение Петра, он чувствуе
Описание слайда:

В эпизоде, где Иван Великопольский рассказывает про отречение Петра, он чувствует какую-то связь между собой и евангельским персонажем. Тогда была такая же унылая длинная, страшная ночь, и так же, как Иван, был изнеможён и замучен тоской и тревогой Пётр, и так же грел у огня свои озябшие руки. Рассказ Ивана находит, может быть, не вполне ожиданный им отклик в душах слушательниц. Одна из них плачет, а вторая смущается, словно чувствуя "сильную боль". И только сейчас герой оказывается способным понять, что главное в человеческой жизни "и вообще на земле" - правда и красота, продолжающиеся непрерывно до сего дня. Только сейчас он смог ощутить чувство молодости, здоровья, силы. Только сейчас чувствует герой "невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья". И только сейчас, ощутив себя частью жизни, видит он жизнь "восхитительной, чудесной и полной высокого смысла". Главный конфликт чеховских произведений - конфликт между человеком и жизнью, скоротечностью человеческого бытия - получает одно из возможных своих разрешений в этом рассказе, Иван Великопольский - студент, начинающий жить, находит ответ: "Затем, что в мире есть правда и красота, и жизнь моя - часть той цепи событий, что объединены правдой и красотой".

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru