Урок и спектакль по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон » Исполнители: учащиеся 6 классаУчитель : Шаповал Наталия Петровна.
А.П.Чехов «Хамелеон»
«КРАТКОСТЬ – СЕСТРА ТАЛАНТА»«ОРИГИНАЛЬНОСТЬ АВТОРА СИДИТ НЕ ТОЛЬКО В СТИЛЕ, НО И В СПОСОБЕ МЫШЛЕНИЯ, В УБЕЖДЕНИЯХ И ПРОЧ.» А.П.ЧЕХОВ.
Цель Углубить понятие о сатире, повторить способы создания комического в ранних рассказах А.П.Чехова, проанализировать сюжетно – композиционные особенности рассказа «Хамелеон».
ЗАДАЧИ УЧИТЬ ВИДЕТЬ КРАСОТУ, МЕТКОСТЬ ЧЕХОВСКОГО СЛОВА, ВИДЕТЬ ГЛАВНОЕ;ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ СМЕШНОГО В РАССКАЗЕ «ХАМЕЛЕОН»;РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Проблема: Определить, как соотнесены юмор и сатира в рассказе «Хамелеон» А.П.Чехова.
Псевдоним:(от греческого pseudos – ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.
Псевдонимы А.П.Чехова:Антоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте, Ан., А.Ч., А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер, Грач, Ц, полковник, Кочкарев, Лаэрт, Улисс.Юмористические подписи и псевдонимы:Врач без пациентов, Гайка №6, Аркадий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Человек без селезенки, (Ч.Б.С.), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Крик, Даглас.
ЮморСатираГротескГиперболаРемаркаСмех добрый, веселый.Смех злой, гневный, зовет к протесту.Фантастическое преувеличение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.Пояснение автора к тексту пьесы.
Выяснение особенностей композиции рассказа.Особенность сатирического рассказа: действие уже произошло. В центре внимания невыясненное положение Хрюкина, но обнаружение хозяина собаки. От результатов этого поиска будет зависеть участь пострадавшего.Перед нами психологическая сатирическая зарисовка нравов обывателей городка.
Экспозиция рассказа.(завязка, начало)Несколькими штрихами дана зарисовка «сонной площади»городка – динамическая экспозиция напоминает драматургическую ремарку. Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина. На этом застывает развитие действия.
КульминацияРазвязкаКульминация как таковая, по сути, отсутствует. От появления Очумелова и до его ухода «со сцены» развитие событий подобно бесконечной синусоиде (периодическая кривая волнистой формы).Отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остается до конца не проясненной, а участники событий уже разошлись…
Комическая ситуацияОна возникает из повторений одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути, являясь участникам сценки то заступником Хрюкина, то защитником генеральской собаки.
Финальный аккордВ чеховских рассказах важен финальный аккорд, который позволяет иначе взглянуть на происходящее. Возможно предположить, что Чехов смеется над Очумеловым. Но это до конца не прояснит авторскую позицию. Объектом чеховской иронии становится и сам Хрюкин, и толпа, смеющаяся над ним.
Выводы Для Чехова характерна экономичная манера письма. Его рассказы лаконичны. Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа - то, что он напоминает драматическую сценку – миниатюру. Экспозиция подобна драматургической ремарке, действие как таковое отсутствует . Своеобразие композиции рассказа «Хамелеон» заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета ( событие произошло до начала повествования), кульминация тоже отсутствует , а развязка вынесена за рамки повествования («открытый финал»). В чеховском сатирическом рассказе парадоксально сочетается комическое и драматическое , грустное и смешное.
Домашнее задание Ответить на вопросы: - что является предметом чеховской сатиры: случай, поступок, поведение людей? - В чем заключается своеобразие композиции рассказа?