Проект выполнила Проект выполнила ученица 5 класса Туйкова Юлия. Руководитель: учитель музыки Кондрашина Е.Н. 2008 – 2009 учебный год
Выяснить, какую роль играет музыка в баснях.
1. Известный русский баснописец – И.А.Крылов. 1. Известный русский баснописец – И.А.Крылов. 2. Структура басни? 3. Есть ли в баснях музыка? 4. Что такое «квартет»? 5. Вывод.
Семья Ивана Андреевича Крылова долгое время проживала в Твери. Семья была небогатой, поэтому маленький Ванюша рано познакомился с бытом и жизнью простого народа. Детские впечатления Крылова, связанные с жизнью в Твери, впоследствии послужили исходным материалом для его литературных произведений. Семья Ивана Андреевича Крылова долгое время проживала в Твери. Семья была небогатой, поэтому маленький Ванюша рано познакомился с бытом и жизнью простого народа. Детские впечатления Крылова, связанные с жизнью в Твери, впоследствии послужили исходным материалом для его литературных произведений.
Ванюша любил бывать на рынке, где однажды он увидел старика-итальянца, который зарабатывал себе на хлеб игрой на скрипке. В Россию его привёз богатый вельможа для домашних концертов и обучения детей музыке. Но это было давно. Вельможа умер, его дети выучились, и сеньор Луиджи оказался на улице. Сеньор Луиджи стал учить Ванюшу игре на скрипке. Крылов, обладавший тонким музыкальным слухом, легко и быстро выучил все пьесы, которые составляли репертуар итальянца. Во времена Крылова домашнее музицирование было широко распространено в образованных дворянских семьях. На скрипке играли многие деятели русской культуры. Однако в России не было скрипача, равного Крылову по таланту и мастерству игры. Много лет спустя, когда Крылов уже был известным писателем и жил в Петербурге, он виртуозно играл на первой скрипке в концертах, которые давались в Певческой школе. Ванюша любил бывать на рынке, где однажды он увидел старика-итальянца, который зарабатывал себе на хлеб игрой на скрипке. В Россию его привёз богатый вельможа для домашних концертов и обучения детей музыке. Но это было давно. Вельможа умер, его дети выучились, и сеньор Луиджи оказался на улице. Сеньор Луиджи стал учить Ванюшу игре на скрипке. Крылов, обладавший тонким музыкальным слухом, легко и быстро выучил все пьесы, которые составляли репертуар итальянца. Во времена Крылова домашнее музицирование было широко распространено в образованных дворянских семьях. На скрипке играли многие деятели русской культуры. Однако в России не было скрипача, равного Крылову по таланту и мастерству игры. Много лет спустя, когда Крылов уже был известным писателем и жил в Петербурге, он виртуозно играл на первой скрипке в концертах, которые давались в Певческой школе.
Любовь Ивана Андреевича к музыке нашла яркое отражение в его баснях. Любовь Ивана Андреевича к музыке нашла яркое отражение в его баснях. Читая басню “Квартет”, хорошо понимаешь, что такую басню мог написать только человек, профессионально разбирающийся в музыке.
Сначала в басне главное – комедийное вступление, своего рода приглашение в мир смеха. Сначала в басне главное – комедийное вступление, своего рода приглашение в мир смеха. Затем – сюжет-сравнение. Завершает басню резюме-вывод, мораль, нравоучение. Слова употребляются, как правило, подчёркнуто простодушно, и в их прямом и непосредственном значении. Басенный рисунок отличается ясностью, метафоры в нем отсутствуют.
Музыка, конечно, есть везде: в сказках, в рассказах, в стихах, ну и, наконец, в баснях Крылова. Музыка, конечно, есть везде: в сказках, в рассказах, в стихах, ну и, наконец, в баснях Крылова. Если автор включает в свое произведение музыку, значит ей отведена какая- либо роль.
КВАРТЕТ КВАРТЕТ Проказница – Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта; Ты с басом, Мишенька, садись против альта; Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдет. «Постойте ж, я сыскал секрет! – Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла – уселись чинно в ряд; А все-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье. «Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!» - «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, - Им отвечает Соловей, - А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь»
Музыка в баснях: Музыка в баснях: «Квартет», «Стрекоза и Муравей», «Соловьи», «Музыканты», «Павлин и Соловей», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух»... Музыкальных басен очень много.
Музыка раскрывает мир человеческих чувств, настроений, играет в литературе и в жизни важную роль.
Басни Ивана Андреевича Крылова. Москва. “Советская Россия”, 1988 г. Басни Ивана Андреевича Крылова. Москва. “Советская Россия”, 1988 г. Евгений Осетров. Мир басни. Ригина Г.С. Музыка. Самара, корпорация “Федоров”, 1997 г. Конспект урока музыки по теме «Музыка и литература». Материалы с сайта http://edu.tver.ru/ikt-edu/downloads/volochek/10/matveeva/project/p3aa1.html Статья «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?». Материалы с сайта http://www.sch939.edusite.ru/teacher/scines_work/sergeeva/scines_work.htm