Герман Гессе "Игра в Бисер".
Герман Гессе Герман Гессе, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1946 г. - величайшая фигура в Европейском искусстве постмодернизма. Писатель, значительно повлиявший на современную литературу и ее развитие. Гессе являлся одним из главных теоретиков игровой культуры, он создал уникальное, вечно современное произведение «Игра в Бисер».
Тонкая духовная структура этого философского романа не знает границ. Его словно окружает аура гармонии, спокойствия и…человеколюбия. Г.Гессе придумал несуществующий мир, сюрреалистическое будущее. Вероятно, он воплотил в этом выдуманном мире свою мечту о светлом будущем. Ее воплощением является и провинция Касталия, и высокообразованные и дисциплинированные ученики, учителя и магистры (главным образом Ludi magister Йозеф Кнехт) и, разумеется, сама игра в бисер.Что же представляет собой Игра в Бисер?
Что же представляет собой Игра в Бисер? «Правила, язык знаков и грамматика Игры, представляют собой некую разновидность высокоразвитого тайного языка, в котором участвуют самые разные науки и искусства, но прежде всего математика и музыка (или музыковедение), и который способен выразить и соотнести содержание и выводы чуть ли не всех наук,» - объясняет Гессе. Красивая и изысканная игра в бисер является также “символической и многозначительной формой исканий совершенства”, согласно гессевской теории – она вбирает в себя все духовное содержание мира.
Рассмотрим подробнее воплощение мечты о светлом будущем в “Игре в Бисер”. Мы можем провести параллель с произведением гуманиста эпохи Возрождения Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Аналогия очевидна: Касталия Гессе- некое царство духовности, с четкой иерархией и порядками, призванное хранить, но не развивать , накопленные человечеством за всю его историю духовные богатства и Телемское аббатство место сосредоточения различных искусств и наук. Все это – воплощенная на бумаге фантазия, ведущая нас, по мнению писателей, к более совершенной жизни.
Ф.Рабле описывает желанное для той эпохи освобождение от мрачности и жестокости, необразованности и нежелания стремиться к духовному развитию жителей средневековья. Герман Гессе же начал работать над своим романом за два с небольшим года до прихода к власти Гитлера. Он остро чувствовал напряжение и варварство в своей стране. Наверняка это послужило одним из факторов формирования удивительно гуманной гессевской прозы, ведь для писателя было естественным желание сохранить в неприкосновенности интеллектуальную честность и накопленные человечеством духовные богатства. Нам часто приходится слышать что-то вроде: “Достоевский- знаток человеческих душ. Гессе – главный человеколюб”©. И, правда, несмотря на тяжелую духовную атмосферу Германии – “Игра в Бисер” – светлое, пронизанное добром, любовью и пониманием произведение.
Вновь вернемся к Ренессансу и Ф.Рабле. Есть ли в его романе воплощение идеальной для будущего той эпохи личности? Да, это Гаргантюа. Подобно героям античности, он прекрасен и совершенен во всем: он атлет и музыкант, он художник и поэт, он умен и воспитан. Ludi magister Josephus Мастер Игры Йозеф Кнехт Герман Гессе тоже видит личность будущего, ее отображением является Йозеф Кнехт. Однако странен парадокс: Касталия не приемлет индивидуализма. Согласно философии Гессе – личность становится личностью, только полностью растворившись в обществе.
“….для авторов тех эпох, которые явно тяготели к форме биографии, самым существенным в той или иной личности были, пожалуй, отклонение от нормы, враждебность ей, уникальность, даже патология, а сегодня мы говорим о выдающихся личностях вообще только тогда, когда перед нами люди, которым, независимо от всяких оригинальностей и странностей, удалось как можно полнее подчиниться общему порядку, как можно совершеннее служить сверхличным задачам,” – говорит Гессе со страниц “Игры в бисер”. Если учесть, что Гессе жил в начале XX века, позволю себе сравнить его представление о личности с суждениями философов разных эпох, а также с сегодняшним пониманием личности и приведу одно интересное наблюдение.
Ученики и учителя Касталии большую часть времени уделяют самодисциплине и образованию, в частности, – чтению книг. В “Игре в бисер” упоминается несколько авторов, чьи произведения особо предпочитает элита. Чаще всего упоминается Г.Гегель, философ романтизма. Ознакомившись с философией Гегеля, мы можем сделать вывод, что упоминание о нем в “Игре в бисер” – неслучайно. Его философия довольно многогранна, я затрону лишь те ее аспекты, которые, несомненно, оказали влияние и на философский подтекст романа Гессе. Мы встречаем у Гегеля выражение “мировой дух”. Он подразумевает под этим совокупность всех человеческих мыслей и изречений. Гегель не воспринимал личность отдельно от “мирового духа”. Согласно Гегелю, личность – часть некого целого, т.е. общества, государства. Разум проявляется прежде всего в обществе, во взаимодействии между индивидуумами. Гегель считал, что никто не может “по своему произволу отделиться от государства”. Он не воспринимал как личностей людей, которые пытаются отделиться от общества в стремлении к самопознанию. В “Игре в бисер” явно прослеживается гегелевская философия. Ведь только следуя порядкам и подчиняясь иерархии, ученики становились полноценными личностями.
Как обстоит дело с понятием личности в современном обществе? Приведу цитаты из произведений популярных на сегодняшний день писателей: “Чем станет дорога без пыли и сталь без ржавчины? Чем станешь ты без людей? Собой…” С.Лукьяненко. Лорд с планеты Земля. Часть 3.“В этом мире, т.е. в современном обществе ничто так хорошо не продается как грамотно завернутый протест против этого самого общества”. В.Пелевин. Я согласна с высказыванием Пелевина, ведь сейчас наблюдается наиболее рьяное стремление к индивидуализму. Подтверждением служат многочисленные молодежные контркультуры и прочие классификации общества, зачастую настроенные против государства. Философия Гегеля (и ее продолжение у Гессе) неактуальна в наше время. Не могу судить о правильности той или иной точки зрения, т.к. считаю, что суждение о личности в целом – спорное и может быть приемлемо не к каждой эпохе.
И все же этот роман – утопичен. За все время существования вымышленной Касталии ни один ее ученик не достиг высшего знания, несмотря на столь высокое духовное развитие. В произведении чувствуется постоянная борьба и соперничество между высшим орденом и обычными людьми, не лишенными личной жизни и чувств. Когда бывший Магистр Музыки достигает просветления и святости, ученики и учителя не понимают того, что с ним произошло, что уже говорит об их неверном мировоззрении и о том, что их существование излишне идеалистично. В конце произведения главный герой Йозеф Кнехт уходит с должности магистра и начинает жить вне Касталии. Возможно, Гессе хотел показать этим невозможность синтеза высокой духовности и мирской жизни, ведь, вступив в мир обычных людей, Кнехт погибает, он тонет в озере. Это можно объяснить тем, что гармонии во всем достичь очень трудно, практически невозможно. Мирская жизнь и республика духа – вещи противоположные, как зло и добро, как жизнь и смерть. Что и показывает нам автор: пока Кнехт был магистром игры в бисер, он жил. Стоило ему сойти с этого пути, как он умирает.
И все-таки главное в романе – не утопия Касталии, не Игра в Бисер и не личность Йозефа Кнехта, а вечные вопросы существования, которыми рано или поздно задается каждый из нас.