Эпитеты изобразительные и оценочные (на материале стихотворений М.Ю. Лермонтова) Исследовательская работа ученицы 7Б класса МОУ СОШ №2 г. Красноармейска Московской областиХлыстовой Екатерины
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Кто такой поэт? Настоящий поэт – это первооткрыватель мира, это человек, который пишет стихи, заставляющие мыслить, чувствовать, радоваться и страдать…А как это удаётся художнику слова? Как поэту только лишь с помощью слова передать многое в своих произведениях?Цель данной исследовательской работы – проследить, как с помощью эпитетов в поэтической речи создаётся образ, как эпитет помогает оценить то, о чём пишет поэт.
Эпитет «вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью»Словарь литературоведческих терминов сайта http://www.gramma.ru «Культура письменной речи» (автор С.П. Белокурова)«определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете»Словарь литературоведческих терминов (редакторы – составители Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев)
«Когда волнуется желтеющая нива…» Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зелёного листка;
Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой;
Когда студёный ключ играет по оврагу И , погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он,-
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,- И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…
«Как часто пёстрою толпою окружён…» 1-е января Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски, Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки,- Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки.
И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться,- памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится - и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами
И странная тоска теснит уж грудь мою; Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный господин – Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..
Проанализировав поэтические тексты М.Ю. Лермонтова, можно сделать следующие выводы:наряду с другими тропами, метафорой, олицетворением, наряду со звукописью, с помощью эпитетов в поэтической речи создаётся образ, т.е. картина жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника;эпитеты могут быть изобразительными и оценочными;изобразительные эпитеты, подобно средствам живописи, помогают изобразить картины жизни;оценочные эпитеты выражают отношение автора к тому, что он изображает в своих произведениях;в некоторых случаях эпитет может совмещать в себе обе функции – и изображать, и оценивать.