МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» г. Чебоксары Научно – исследовательская работа по литературоведению Языковая модель построениямужского портрета в стихотворных текстахА. С. Пушкина Работу выполнил: ученик 10 Б класса Котов Антон Научный руководитель: учитель литературы Митрофанова Любовь Петровна
Целью данной работы является исследование вопроса о смысловой структуре словесных портретов. Актуальность исследования состоит в том, что словесный портрет, как специфический текст, являет собой овеществлённый эталон «культуры духа» (Бюффон).
Материалом исследования послужили следующие стихотворные тексты А. С. Пушкина: «Руслан и Людмила» 1820 г.«Кавказский пленник» 1821 г.«Бахчисарайский фонтан» 1822 г.«Граф Нулин» 1825 г.«Полтава» 1828 г.«Домик в Коломне» 1830 г.«Евгений Онегин» 1830 г.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 1831 г. 9.«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 1833 г. 10.«Сказка о золотом петушке» 1834 г.
В десяти стихотворных формах А. С. Пушкинабыло исследованно восемнадцать мужских портретов: Владимира Ленского Гирея графа Нулина Евгения Онегина Елисея звездочёта Карла князя Гвидона Мазепы Петра I пленника Ратмира Рогдая Руслана старика Финна Фарлафа царя Салтана Черномора
Следуя универсальному закону «золотого деления» при анализе словесных портретов, мы использовали такое понятие современной теории текста, как понятие ключевых слов. Ключевые слова – это строевые слова произведения, определяющие словесное ядро в каждом фрагменте текста, составляющем относительно отдельную образную структуру.
Выстраивая по закону «золотого деления» анализ портретных текстов, мы решали следующие задачи: установили ключевые слова мужских портретов установили соотношения исходного и конечного портретных текстов построили языковую модель мужского словесного портретного образа в стихотворных текстах А. С. Пушкина установили соотношения словесных портретных образов внутри одного произведения и в разных произведениях провели статистическое сравнение ключевых слов
Языковая модель построения мужского портрета в стихотворных текстах А. С. Пушкина Форма треугольника является риторическим символом божественного слова – огня. Механизм порождения мужского портрета определяется ключевыми словами: ВЛАСТЬ ----- ПОЭТ ----- СВОБОДА Каждое из ключевых слов соединено с образом автора, и все вместе данные слова образуют поэтическую конструкцию:
Техническим приёмом исследования является составление словника мужской портретной лексики сравнение техники словесного построения портретных образов с техникой живописного портрета
Общим для всех живописных портретов является метод прямой перспективы, что прямо противопоставляет живописный портрет словесному. А. С. Пушкин М. С. Воронцов Н. В. Гоголь
В произведениях изобразительного искусства мы можем как угодно долго рассматривать черты лица, позу, костюм, окружающие предметы. Человек же в литературном произведении раскрывается постепенно, от эпизода к эпизоду, мы вслед за автором по крупицам собираем и лепим его образ.
В результате изучения словесных портретов названных произведений по методу «золотого деления» было установлено, что в мужских портретных текстах слова употребляются в прозаическом значении; определяющим принципом построения мужского словесного портрета является нарративный; мужские портретные тексты соотносятся между собой как метафорические. В установлении этих положений заключается теоретическая ценность работы.
Практическая приложимость проведённого исследования состоит в возможности использовать полученные результаты в школьной практике, например, в сочинениях с описанием внешности, а также в обучении созданию текстов массовой коммуникации, в частности, рекламных произведений.
Список использованной литературыI. Использованные тексты: 1. Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд-во Б. Геце, 1939 2. Пушкин А. С. Стихотворения. Сказки. – Собр. соч. в 8-и т. М.: Худож. лит., 1968, т. 1 3. Пушкин А. С. Поэмы. – Собр. соч. в 8-и т. М.: Худож. лит., 1969, т. 4 4. Пушкин А. С. Евгений Онегин. – Собр. соч. в 8-и т., 1969. т. 5. 5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. – М.: Русский язык, 1978 – 1980. 6. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю, Толковый словарь русского языка / Российская АН; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. – М.:АЗЪ, 1994. 7. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. – М.: Гос. литиздат, 1941. 8. Волков Генрих. Мир Пушкина (личность, мировоззрение, окружение).- М.,1989 10. Конюс Г. Э. Проблема поэтической формы. – М., 1927. С. 59.11. Лосев А. Ф. Форма – Стиль – Выражение. – М., 1995. 12. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – XIX в.). – Санкт –Петербург «Искусство –СПБ», 1994. 13. Мир Пушкина. Альбом. – М.: Русская книга, 1990. 14. Розенов Э. К. Применение закона «золотого деления» в поэзии и музыке. Труды ГИМН. 15. Субботина М. В. Метафорические отношения между ключевыми словами публицистического текста. – М., 1992.