Раздел 5Театр и музыкаСредневековья X - XV века
Музыка Средневековья Вопрос: Какое место занимает музыка в Средние века?
В музыке Средневековья господствует монодический склад.То есть под сводами собара звучал одноголосый мужской хор. Музыка была преимущественно анонимной.606 год- кодификация папой Григорием Великим свода песнопений католической церкви в «Григорианском антифонарии», где установил соответствие музыки разным этапам службы.В определённый день церковного календаря исполнялись Григорианские хоралы.
Вопрос: Каков характер этой музыки?
Григорианские хоралы , которые делились на две группы:- распевные, связанные с формированием мессы- речитативные, связанные с формированием пассионов.
Месса- католическое богослужение.Название «месса» происходит от латинского выражения «Ite, missa est ecclesia» – «Идите, собрание распущено». Этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание; в церкви могли оставаться только принятые в общину.Текст мессы обычно поется, реже – читается.Язык месс – латинский. Мессы бывают:обиходные (Ordinarium)заупокойные (Requiem)торжественные (Solemnis).Месса имеет 6 частей:Кyrie eleison («Господи, помилуй»),Gloria («Слава в вышних»),Сredo («Верую»),Sanctus («Свят»), Benedictus («Благословен»),Agnus Dei («Агнец Божий»).
Пассионы- повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху.Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. В них был развит элемент театральности. Речитативные разделы чередовались с вокальными – хоровыми.
Литургическая драма – более народная, светская по духу, театральная.С середины 1 тыс. Страсти Христовы стали обрастать бытовыми подробностями, жанровыми сценками, что вызвало беспокойство церкви, и, в результате произошло отделение от пассионов другого жанра, более народного и театрального – литургической драмы. Она исполнялась в любое время, сюжеты – библейские. Допускались не только речетативы и мелодии типа Григорианского хорала, но и лирические песни, музыка шествий, танцев. В этом жанре была возможность участия ансамбля.
На певческую практику Англии и Франции влиял несохранившийся до наших дней фольклор этих стран. Именно в них на рубеже тысячелетия в церковной практике начало появляться многоголосие. Первые образцы полифонии : имитационные, контрапунктические (cantus firmus- техника пения на основную мелодию), бурдонные ( один выдержанный звук в основе).Вопрос:Какой из этих трёх образцов представлен в музыкальном отрывке?
Жанры полифонии:канон, органум ( подобие звучания),мотет ( светский, mot- «слово»).Большой популярностью пользовались мотеты как духовные так и светские, каждый голос которого мог звучать на разных языках или с разными текстами.Порой это выглядело, как вызывающее озорство.
Вершиной многоголосия стала школа Нотр-Дам.Первые композиторы школы – ЛЕОНИН (12 век)и ПЕРОТИН (13 век)
Изобретатель линейной нотации – ГВИДО из Ареццо. (995-1050гг.)
Звучит №16 «Земляничка свежая». После Крестовых походов важную роль играет рыцарская культура, на которую повлияли идеалы и ценности светской жизни арабского Востока. Впервые в европейской культуре появились темы любви, подвига, верности рыцарскому долгу, красоты природы, весёлого пиршества. Формируется камерная светская музыка.Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь, играть.
Камерная светская музыка. Рыцари-музыканты: трубадуры, трувэры (Франция) – Пейре Видаль, Бернар де Вентадор и др., миннезингеры (Германия)- Вальтер фон дер Фогельвейде и др.Сирвента - эпическая песня о рыцарских подвигах.Канцона,Альба,Лид- лирические песни. Это любовная лирика. Обратите внимание на повторы, которые связаны с периодичностью поэтической речи, а сопровождение в основном дублирует вокальную партию.Звучит №7 Вальтер фон дер Фогельвейде, Кансона
Иная сторона музыкальной культуры Средневековья была представлена обширным сословием народных музыкантов. Городские музыканты: шпильманы (Германия), гистрионы- музыканты-циркачи (Франция), голиарды-беглые монахи, ваганты - бродячие студенты университетов.Менестрели-придворные музыканты.Вопрос: Чем отличаются эти произведения от музыки миннезингеров и трубадуров?Ярко выраженное ритмическое начало и повторы, что образует популярную форму-рондо( круг, чередование темы- рефрена и других тем.)Форма рондо- открытие светской песни 12-13 вв.Звучит шуточная песня школяра №6 и городская песня №8
Выводы:Музыкальное искусство Средних веков- первый этап синтеза многих музыкальных традиций. На контрасте полуязыческой светской музыки и христианской строилось разнообразие музыкальных переживаний людей того времени. Оно было полно противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового музыкального действия, позволявшая на короткое время забыть нужды тела и опасности, его подстерегавшие за порогом соборов и монастырей. Дух вольности противостоял тяготам жизни.
Вопрос: Что неверно на этом рисунке? Ответ: Современная гитара. Её не знали музыканты Средневековья.
Домашнее задание:Выпишите в тетрадь виды музыкальных инструментов, бытовавших в Средневековье.Дайте определения терминам:Месса, пассионы, менестрель, мейстерзингер, миннезингер, трубадур
СЛОВАРЬ Мейстерзингер – поэт и певец в Германии XIV-XVI вв. Миннезингер – (немецкое Minnesinger – певец любви), средневековый немецкий поэт, певец, автор и исполнитель рыцарской («любовной») лирики. Менестрель – средневековый музыкант и поэт, обычно состоявший на службе при дворе какого-либо знатного феодала во Франции.Месса – многочастное произведение церковной музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением. Исполняется в католических церквах. Пассионы - повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху.Трубадур – (провансальское trobar – изобретать, слагать стихи). странствующий поэт и певец в Южной Франции в эпоху средневековья. Трубадурами были, в основном, выходцы из высшей знати. Основным предметом творчества трубадура была любовная лирика. Трувер – поэт-певец Северной Франции XII-XIII вв. Лирическая поэзия труверов сложилась под влиянием поэзии трубадуров. Поэзия труверов была ближе к народному творчеству в сравнении с творчеством трубадуров.
Раздел 5ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Средневековый театр отразил идеалы и принципы христианского вероучения.Во время религиозных праздников в соборах или на паперти устраивались театрализованные религиозные представления.
литургическая драма (см. выше)с XII века разыгрывается не внутри храма, а на паперти – площади перед собором. Кроме возвышенных текстов стали использовать и комические, грубоватые, к которым церковь относилась неблагосклонно. После изгнания драмы из соборов начинается широкое использование костюмов, масок и декораций.Особенности:- использование музыки диалогов авторских ремарок
В XIII веке возникает новый жанр – спектакли, связанные с чудесами - миракли (от «чудо»),а затем моралите, носящие назидательный, поучительный характер и мистерии (от «таинство, посвящённое важному событию»)
ФАРС Народная комедия. От слова «фарш, начинка».Сперва фарсы использовали как «начинку» в скучных мистериях. Но истоки фарса в народных праздниках, карнавалах. Возник не раньше XV века, был предшественником итальянского театра Возрождения.
Разнообразные виды средневекового досуга: представления жонглёров, игры, шахматы, карнавалы