Выпускная работа живопись итальянского ВозрожденияДацко Натальи БорисовныМОУ Гимназия №2
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Конец XII в. - Дученто - прелюдия Возрождения; XIV в. - Треченто - начальный период Возрождения; XV в. - Кватроченто - средний период Возрождения; XVI в. - Чиквенченто - позднее, высокое Возрождение, ранняя Реформация.
Основные особенности ренессансной культуры: Обращение к античной культуре: античная культура считается более совершенной, прогрессивной, чем средневековая; девизом образованных людей становится возрождение идеалов античной культуры. Антропоцентризм: в центре искусства находится человек, который выступает мерой всех вещей, мерой всего во Вселенной; человек – главный творец. Гуманизм (от лат. Humanus – человечный) - каждый человек имеет право развиваться как личность; человек и его благо – это высшая ценность; главная тема и идеал в искусстве – это прекрасный, гармонично развитый человек с неограниченными духовными и творческими возможностями, (человек–творец). Вера человека в свои неограниченные возможности. Светский характер культуры.
Родиной Возрождения, ее классическим очагом была Италия, имеющая глубокие античные корни, благодатный климат и выгодное географическое положение. В ее городах никогда не прекращалась общественная жизнь, сложившиеся мироощущение сильно отличалось от религиозного пессимизма европейских стран, расположенных к северу от Альп. Проторенессанс ( от греческого «протос»-«первый») стал предвестником новой художественной культуры Италии. Центром Возрождения стали города Тосканы (север Италии), в которых власть сосредоточилась в руках крупных банкиров, купцов. В некоторых из них позже сложились художественные школы: в Пизе, Сиене, Болонье, Флоренции.
Живопись Предвозрождения представлена творчеством Чимабуэ (настоящее имя Ченни де Пепо около 1240 около1302), Пьетро Каваллини (между 1240и1250 – около 1330)и Джотто ди Бондоне ( 1266 или 1267-1337), Дуччо ди Буонинсенья (около 1255-1320) и Симоне Мортини (1284 – 1344).
Чимабуэ Мадонна на тронеМартини Кондотьер Гвидориччо де ФольяноДжотто Поцелуй ИудыДжотто Бегство в ЕгипетДжотто возвращение Иоакима к пастухам
МАЗАЧЧО (Masaccio) (1401–1428), итальянский живописец флорентийской школы. Вместе с архитектором Брунеллески и скульпторами Донателло и Гиберти считается одним из основоположников Ренессанса. Своим творчеством он способствовал переходу от готики к новому искусству, прославлявшему величие человека и его мира. Значение живописи Мазаччо было вновь оценено в 1988, когда его главное творение – фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции – были восстановлены в первоначальном виде. Мазаччо родился в провинциальном тосканском городке Кастель-Сан-Джованни 21 декабря 1401. Его полное имя – Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Jiovanni di Simone Kassai). О детстве и юности художника почти ничего не известно. Мадонна с младенцемЧудо о статире
Пьеро Делла Франческа (Piero della Francesca)(около 1420-1492)Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения . В 1439 работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции; испытал влияние Мазаччо, Ф. Брунеллески, мастеров нидерландской живописи. Мадонна с ангелами, святым Федериго (фрагмент)Бичевание Христа
Высокое Возрождение,период в истории искусства в Италии, падающий на конец 15 и 1-ю четверть 16 вв. и знаменующий высшую, классическую фазу в развитии художественной культуры Возрождения. Основные центры искусства В. В. - Флоренция, Рим, Венеция (в которой В. В. захватывает и 1530-е гг.); главные представители - Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. В архитектуре, скульптуре и живописи В. В. реализм, гуманизм и героические идеалы Ренессанса, жизненная полнота и яркость образов получили синтетически обобщённое, полное титанической силы выражение. Искусству В. В., развивавшемуся необычайно быстро и многогранно, в целом присущи величественный, монументальный характер, гармоническое совершенство, возвышенный идеальный строй. Принципы В. В. сложно и разнообразно преломились во всём итальянском искусстве 16 в. и оказали мощное влияние на мировую художественную культуру. Черты синтетического стиля В. В. присущи творчеству ряда немецких художников 1-й половины 16 в. (А. Дюрер, Х. Хольбейн).
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), знаменитый итальянский живописец, скульптор и ученый, 1452-1519, родился в деревне Винчи; 1482 получил приглашение ко двору Лодовико Сфорца в Милане, 1499 в Венеции, затем во Флоренции, 1514 в Риме, 1516 принял приглашение Франциска I в Париже, умер в 1519 в замке Клу. Старший представитель славнейшей эпохи итал. искусства, искусный архитектор, инженер, техник, ученый математик (соч. по механике: законы рычага, падение тел), анатом и музыкант. Гл. произведения: "Поклонение волхвов" (Флоренция), "Тайная вечеря" (1498, на стене в мон. Св. Мария delle Grazie в Милане, очень повреждена), "Святое семейство" (СПБ. Эрмитаж), "Мадонна Литти" (там же), "Мона-Лиза" (портрет, в Лувре) и проч.
Микеланджело Буонаротти (Michelangelo Buonarrotti), великий итал. художник, живописец, скульптор, архитектор; флорентиец. Первые работы в античн. духе: "Смеющ. Фавн" (Уффици), барельеф "Битва Геркулеса с центавр." (Флор.), "Опьяненный Бахус" (Флор.), "Pieta" (собор св. Петра, Рим); позднейшие характеризуются натурализмом, колоссальностью замыслов и фигур: "Давид" (в флор. акад.), "Моисей" (на пам. Юлию II, ц. Сан-Пьетро в Винколи, в Риме), "Ап. Матфей", "Мадонна с младенцем", "Мадонна Дони" (Уффици), гробницы Медичи во Флоренции. Самые гениальн. работы М.: фрески на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане (1511-12), из архитект. работ М. важнейшие: купол собора св. Петра. М. также писал лирич. стихи (сонеты, нов. изд. 1863).
Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio), знам. итал. живописец, 1477-1576, ученик Джов. Беллини, глава венециан. школы, замечательнейший колорист и изобразитель нагого тела. Главн. прелесть его картин - в их колорите, сильном, и, вместе с тем, нежном, прозрачном и сочном. Как портретист Т. обладал способностью схватывать индивидуальные черты изображаемого лица. Многочисл. церковн. картины и изображения святых; "Христос с денарием" (Дрезден), "Вознесение Богоматери" (Венеция), "Мадонна" фамилии Пезаро, "Положение во гроб", "Ecce homo" (Вена), аллегорич. и мифологич.: "Земная и небесная любовь", "Даная" (спб. Эрмитаж), "Юпитер и Антиопа", "Венера"; портреты: папы Льва X, Карла V (Мадрид), Филиппа II, его дочери Ливинии, его возлюбленной Элеоноры Гонзаги (Вена); "Bella di Tiziano" во Флоренции.