ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАТАЛОГАГ Р И Н Ш К У Н ВАДИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ доктор педагогических наук, профессорЗаведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета[email protected]
Первоначальное знакомство педагогов и обучаемых с сетью Интернет Увеличение числа школ, имеющих доступ к сети ИнтернетНачало работы учителя с ресурсами сети Интернет Каталог – психологическая «точка входа» в сеть
Три критерия структуризации ресурсов в Каталоге В основе выбора критериев –удобство использования Кем опубликован ресурс? Каков вид ресурса?Для чего используется ресурс?
Критерий – источник информации Сайты органов управления образованияСайты учреждений образованияПроекты «Образование» и «Информатизация системы образования» в регионах РоссииОбразовательные средства массовой информацииКонференции, выставки, конкурсы, олимпиадыКритерий – вид ресурса Федеральные информационно-образовательные порталыИнструментальные программные средстваЭнциклопедии, словари, справочники, каталогиКритерий – область использованияРесурсы для абитуриентов и информационная поддержка ЕГЭРесурсы для дистанционных форм обученияРесурсы по предметам образовательной программы (астрономия, биология, география, иностранные языки и т.д.)
Использование Каталога – шаг на пути к использованию качественных образовательных ресурсов сети ИнтернетОтсутствие общепризнанной экспертизы качестваВнутренняя оценка качества ресурсовЕстественный отбор эффективных ресурсовУчет при публикации версий Каталога опыта использования ресурсовВозможность для специалистов отследить потребности в разработке образовательных ресурсов
Доступность информации сферы образования для:Государственных органов и органов управления образованияАдминистрации образовательных учреждений Педагогов Родителей Школьников ОбщественностиПовышение эффективности системы образования
Методические рекомендации по обучению с использованием ресурсов сети ИнтернетОсновные методы обучения с использованием ресурсов (информирование, проектная и практическая деятельность, активное и личностно-ориентированное обучение и т.п.)Использование ресурсов адекватно потребностям системы образования (формирование знаний, репродуктивных и творческих умений, воспитание личности)Методы формирования критического и адекватного отношения к информации, получаемой из сети ИнтернетПриобщение педагогов к разработке собственных электронных ресурсовИнформирование о возможных негативных последствиях использования образовательных ресурсов
Соответствие методической системе обученияИспользование образовательных ресурсов должно быть соотнесено с методической системой обучения – целями, содержанием, методами, формами и средствами обучения Используемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить и соответствовать ее компонентам
Направления совершенствования Каталога1. Увеличение перечня учебных дисциплин, дальнейшая градация на более мелкие подразделы 2. Введение дополнительных критериев структуризации (например, объединение ссылок на ресурсы по типам - тренажеры, игры и т.п.), 3. Увеличение числа ссылок на методические, технологические и технические руководства4. Более детальное описание методов обучения с использованием образовательных ресурсов. Описание новых методов5. Привязка части методических рекомендаций к разделам Каталога