Использование ИКТ на уроках русского языка и литературыКолчанова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы СОШ № 377
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы Цели и задачи использования ИКТ 1.Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной деятельности в условиях информационного общества через:Развитие конструктивного, алгоритмического мышленияРазвитие творческого мышленияФормирование информационной культуры.2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами ИКТ к самостоятельной познавательной деятельности3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:Повышение качества и эффективности процесса обучения за счёт реализации возможностей информационных технологийВыявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности
Направления использования ИКТ на уроках русского языка Наглядное представление о лингвистических явленияхИзучение орфографии и пунктуацииСистема тестового контроляПодготовка к ГИА и ЕГЭ
Объяснение нового материала
II группа (причастие) Выберите лишнее — не (жжёт)не (навидеть)не (забыл)не (устал)не (сделав)(не) доделать планне (успеть)Ответы:Ненавидеть, не сделав, недоделать план
III группа (Глагол. Дееприч.)
Почему в сборнике рассказов И. Э. Бабеля о гражданской войне совсем нет описания военных действий? автор не участвовал в военных действияхвнимание автора приковано к внутреннему миру бойцов, который является для него более важнымавтор не ставит задачу описывать их
Тест И.БабельЛ.БородинЛ.АндреевМ.ШолоховА.ФадеевБ.ПастернакМ.ГорькийИ.БунинВ.Зазубрин«Красный смех»«Тихий Дон»«Несвоевременные мысли»«Конармия»«Доктор Живаго»«Щепка»«Окаянные дни»«Третья правда»«Разгром»
На месте каких цифр необходимо поставить знаки препинания: Сильный ветер внезапно загудел в вышине (1) деревья забушевали (2) крупные капли дождя резко застучали (3) и зашлёпали по листьям (4) сверкнула молния (5) гроза разразилась.
- Анализ образов по плану: - портрет;- какое место занимает в обществе;- профессия;- образование;- семейное положение;- мнение окружающих о нём;- ваше мнение;
Задание: В каком предложении вместо слова «…» нужно употребить «…»? Аналитический отчёт ФИПИ: «Ошибки, связанные с употреблением паронимов, достаточно часто встречаются в речи. Их причины объясняются многозначностью аффиксов в русском языке, различной сочетаемостью слов и другими факторами…».
Паронимы — это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию: искусный — искусственный, нетерпимый — нестерпимый и т.п.Так как паронимы сходны по звучанию, их часто неправильно употребляют в речи.Выполняя это задание, следует помнить, что лексическое значение слова можно понять через подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, истолкование слова, а затем сделать смысловой анализ предложений и определить верный ответ.
В каком предложении вместо слова ПУГЛИВЫЙ нужно употребить ПУГАНЫЙ/ПУГАННЫЙ? 1) Заяц — осторожный, ПУГЛИВЫЙ зверь, спасающийся от любой опасности стремительным бегством.2) Дед Ермолай ПУГЛИВЫМ отродясь не был: на медведя зимой ходил с одной рогатиной.3) На ПУГЛИВОГО да ленивого одно лекарство — кнут.4) ПУГЛИВЫЙ змеёй и веревки боится.
В каком предложении вместо слова ОТЧЁТЛИВЫЙ нужно употребить ОТЧЕТНЫЙ? 1) Стрельников услышал ОТЧЕТЛИВЫЙ гул канонады.2) ОТЧЕТЛИВЫЙ звук гудка уплывающего теплохода болью отозвался в сердце Зимина.3) Тяжелые, ОТЧЕТЛИВЫЕ шаги послышались на лестнице.4) ОТЧЕТЛИВОЕ собрание председателей домовых комитетов решили провести в мае.
Домашнее задание Создание всевозможных презентацийПроектирование Метод исследования
Вывод: Использование ИКТ на уроках позволяет:сделать урок более интересным, наглядным;вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.Повышение Совершенствование качества педагогическогообучения процесса
Компьютер не должен применяться на уроке ради формы. Внедрение информационных технологий в учебный процесс – это не модное увлечение, это один из путей повышения качества образования. При планировании урока нужно решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке.
Формы использования ИКТ Готовые электронные продукты;мультимедийные презентации;ресурсы сети Интернет.
Использование готовых электронных продуктов позволяет: интенсифицировать деятельность учителя и ученика; повысить качество обучения предмету; зримо воплотить в жизнь принцип наглядности.
Использование мультимедийных презентаций позволяет: представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке; задействовать различные каналы восприятия и заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Образовательные ресурсы сети Интернет
«ИКТ на уроках русского языка» Сайты в помощь учителю.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя. Дерзайте, коллеги!