Актуальность темы
Основная цель – совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования.модернизация традиционной системы предметного обучения;интеграция различных предметных областей;накопление образовательных ресурсов;освоение учителем современных информационных технологий;организация личностно-ориентированного обучения;творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.
Основные задачи:развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве;воспитание системно и аналитически мыслящих людей;формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей;формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности;использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.
Виртуальная экскурсия на уроках литературы Объектами экскурсии станут размещаемые в сети Интернет изображения и отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий писателей, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные произведения писателей, критические материалы… Следовательно, при предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель знакомится с информацией того или иного сайта, который впоследствии по его настойчивой рекомендации посетят учащиеся. Маршрут экскурсии будет разрабатываться следующим образом: учитель отбирает, какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны произвести учащиеся. Также при разработке маршрута виртуальной экскурсии для себя учитель отмечает и затем строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере.
Виртуальная литературная экскурсия.Использование виртуального экскурсионного материала играет важную роль как в познавательном, так и в воспитательном отношении. Наиболее эффектив­ными являются виртуальные экскурсии при изучении биографии писателя, так как они дают новый материал, стимулируют интерес к жизни и творчеству;при ознакомлении с определенной исторической эпохой; при заключительных занятиях по кон­кретной теме, где роль виртуальной литературной экскурсии будет сво­диться к закреплению материала; при работе над текстом художественного произведения—это иллюстрации или комментарии к художественному произведению.
Цель: Развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию; умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии и формирование культуры чтения в условиях современной информационной среды (информационно-компьютерной грамотности, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления значимой информации).
Задачи:1. Сформировать исследовательские умения и навыки при отборе информации.2. Развить визуальное мышление,3. Научить их владеть нормами литературного языка.4. Обогатить словарный запас учащихся.5. Научить излагать самостоятельные суждения6. Формирование интереса к деятельности писателя , к его внутреннему миру, осознание ценности личностной индивидуальности.
Средства обучения.Компьютерный класс – 10 (20) ученических и 1 учительский ПК. Системные требования: P4-2,5 GHz, 128-256 Mb Ram 64 Mb video Ram, DVD-rom. Акустические системы, локальная сеть 100 Mbit, мультимедийный проектор, экран.Использование готовых программных продуктов, работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), работа с ресурсами Интернет.Визуальный ряд: здание музея как памятник архитектуры; Аудиоряд из произведений писателя.
УменияВ процессе работы учащиеся могут развивать следующие умения: обсуждать проблемы, учитывая противоположные точки зрения; обосновывать свою точку зрения; планировать решения;делать выводы и заключения; оценивать собственный мыслительный процесс.
Подготовка экскурсии осуществляется по следующему плану: 1. Определяется цель экскурсии; 2. Выбирается объект изучения; 3. Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте; 4. Формулируются проблемы; 5. Определяются задачи, которые учащимся необходимо будет решить на уроке; 6. Определяется последовательность ознакомления с сайтами и создание путеводителя для учащихся по сайтам (это может быть список URL-адресов); 7. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.
Структура презентации.Слайд № 1 – титульный.Слайд № 2 – тема урока.Слайд № 3 – Слайд № 4 -Слайд № 5-Слайд № 6- Заключительный этап. Защита выполненных работ. Итоги экскурсиибудут подводиться различными способами:защита презентаций, выставка письменныхотзывов об экскурсии с использованиемиллюстративного материала посещенныхсайтов.
Александр Грин
И.К.Айвазовский. Феодосия. Восход солнца
Феодосия. Стена музея А.Грина
"Каюта капитана Геза"
Каюта гриновских странствий
Музей Грина в Старом Крыму
Гринландия
Некоторые итоги урока:-Развитие наблюдательности, способности переживать и элементарно анализировать увиденное. -Развитие творческого воображения. -Пробуждение переживания встречи с подлинником. -Формирование представления об уникальности произведений, с которыми зритель встречается в музее.
Вывод Виртуальные экскурсии по Интернету являютсяодной из наиболее перспективных форм проведенияучебных экскурсий. Но не нужно отказываться и отреальных экскурсий необходимо найти оптимальноесочетание реальности и виртуальности в экскурсиях, исходя из интересов учащихся и задач обучениялитературы. Использование ИКТ на уроках позволяет:сделать урок более интересным, наглядным;вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.
Домашнее задание
Список использованных источниковН.Н.Грин. Воспоминания об Александре Грине.- Феодосия: Коктебель,2005.Алехин Ю. «Музей Грина в Феодосии» http//grin/feo/ru/grin/htm/Беляев А. «Жизнь и творчество Грина»http//grinlandia/narod/ru/artides/artideol/htm/http//grinlandia/narod/mus/mus/htmТетеркинаЕ.Д. «Использование интерактивных методов на уроках русского языка и литературы» <http/www/shool.edu.ru/attash/81689/doc>Интерактивные методы преподавания. Выпуск 1. Соосаар Н. и др. ... Книги · Наука и образование · Русский язык и литература Интерактивные методы преподавания. ...www.bolero.ru/books/9785865473183.html - 67k