Нравственно-философский смысл Маленьких трагедий А.С. Пушкина Урок в 9 классе
По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений, опередивший русское сознание. Он обладал духовной силой, позволяющей ему брать на себя напор всей бездуховной, темной мировой нечисти. Он служил истине и Красоте, а не моде. Для него духовность, духовная жизнь - это не культурное времяпровождение, а неустанная, напряженная работа над своей душой. Ф.М.Достоевский.
Проблемный вопрос Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих «Маленьких трагедиях»?
В письме к П.А. Плетневу он писал: «1830 год - печальный для нас! Какие события!.. Народ подавлен и раздражен». Пушкин стал свидетелем июльской революции во Франции, восстания в Польше, крестьянских волнений в России. Современный век рождает у Пушкина впечатление бесовского кружения:Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.Мчатся бесы рой за роем.В беспредельной вышине,Визгом жалобным и воемНадрывая сердце мне:Сохраню ль к судьбе презренье?Понесу ль навстречу ейНепреклонность и терпеньеБедной юности моей?А.С. Пушкин
1830 г. - Болдинская осень 23 окт. – «Скупой рыцарь» 26 окт. – «Моцарт и Сальери» 4 ноября – «Каменный гость»6 ноября – «Пир во время чумы «
Что объединяет все трагедии в сборник? Психологизм человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистичной и потому разрушительной страстью: скупостью, завистью, чувственностью. Каждый из носителей этой страсти - натура незаурядная, человек большого ума и, главное, огромной силы воли.В Маленьких трагедиях разрываются родственные, дружеские, любовные и вообще человеческие связи. Это разрушение цельности личности и человечества тревожило Пушкина. В этом он увидел трагедию своего времени. «Жестокий век, жестокие сердца!» - говорит один из его героев.(Герцог- «Скупой рыцарь»)
Философский смысл Гедонизм (греч.) - этическое учение, первоначально развитое древнегреческой философской школой (4 век до н.э.), целью жизни и высшим благом признает наслаждение.Лишь немногие из персонажей Маленьких трагедий отвергают себялюбивые жизненные принципы, но и им грозит железный век, и их подстерегает опасность и гибель.
Общность «Маленьких трагедий» с художественной точки зрения. Пушкин писал в основном стихи в ту пору, это помогло ему выработать особую манеру - давать исключительно большое содержание в предельно сжатом объеме). Болдинские драмы удивительны: предельно коротки, в каждой - лишь несколько действующих лиц, острый сюжет, личность обнаруживает себя глубоко и полно.В основе названий часто лежит оксюморон - контрастные понятия, соединенные воедино, дающие новый образ: Скупой - рыцарь, Пир - и чума, все равно что жизнь - и смерть, Каменный – гость, Моцарт и Сальери ( ассоциации непримиримого конфликта.)
Скупой рыцарь Перестань и ты жить в погребах, Как крот в ущельях подземельных.Г.Р.Державин( «Скупой») Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков. У Мольера Скупой скуп - и только, у Шекспира Шайлок. скуп, мстителен, сметлив, чадолюбив, остроумен. А.С.Пушкин. Болдино
«Скупой рыцарь» - Каков Скупой (барон) у Пушкина?Что ищет в золоте Барон? Что ищет в золоте Альбер, сын Скупого рыцаря? Сохранения своей власти и независимости, но царствует он в подвале. Барон думает, что ему все подвластно Независимость
Все попытки иметь деньги честно терпят неудачу. Честь и любовь к деньгам несовместимы. Безоглядно предавшись своей роковой страсти, живя только для нее и только ею одною, барон тем самым создал для себя противоестественные, антиобщественные условия существования, отделил себя не переступаемой чертой, как бы магическим кругом от всех остальных людей с их естественными потребностями, взаимоотношениями и с обычными человеческими желаниями и интересами. И эта выделенность, одинокость льстит барону, полна для него особой услады. Недаром он приравнивает себя к царю, с недоступной другим «вышины» взирающему на весь мир, «демону», в гордом одиночестве наслаждающемуся своим неограниченным могуществом. Ужасный век, ужасные сердца!
«Моцарт и Сальери» Идея этой трагедии - вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения В.Г. Белинский.
«Произведения Моцарта восхищают Сальери совершенством формы. Но душа его остается равнодушной».(литературовед М. Бабинский). Отчего, едва явившись на сцену, Сальери начинает вдруг припоминать свою жизнь с самого детства?Что нарушило мир в его душе?-Вы согласны с мнением критика? Подтвердите свое мнение.Усомниться в Божьей справедливости верующий человек может лишь в самой крайности.
Сальери и Моцарт Душа его равнодушна, так как преступный замысел становится его окончательным решением, искусство не действует на нее очищающе. Душевное очищение, которое не смогло доставить искусство, он испытывает, совершив убийство. Эти слезы: и больно, и приятно,Как будто тяжкий совершил я долг. Гений и злодейство - две вещи несовместные
Вывод Трагедия Сальери в том, что он отделил не только музыку от жизни, но и композитора от человека. Убивая Моцарта-человека, он и убивает гения и превращается в человека-убийцу. Моцарт, в отличие от Сальери, наделен гениальностью, так как умеет радоваться жизни, не деля себя на человека и композитора. Пушкин сам был Моцартом в искусстве, он знал легкую и изящную радость творчества.
Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих Маленьких трагедиях? Маленькие трагедии явили читателю новаторские опыты драматического исследования «крупных характеров» и философских проблем, вскрывающих вечные законы человеческого бытия. И эти темы перекликаются, объясняя друг друга, здесь всё время вершится суд под знаком высшей Правды и Совести. Алчность, жадность, скупость, человеконенавистничество, праздность, трусость, зависть и др.