Информатика и ИКТ в начальной школе Образовательная система «Школа 2100»www.school2100.ruКоординатор направления «Информатика» А.В.Горячев[email protected]
Какой должна быть информатика в начальной школе? Образовательный стандарт
Что нам говорит образовательный стандарт 2004 о начальной школе? 1. Общеучебные умения и навыки Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.2. Информационные технологииВ рамках предмета Технология с III класса при наличии необходимых условий изучается модуль (раздел) «Практика использования информационных технологий».
Что нам говорит новый ФГОС о начальной школе? Требования к результатам обучающихся:Личностные, метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), предметные.В метапредметных результатах: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям,использование ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач,поиск, сбор, обработка, анализ, организация, передача и интерпретация информации в соответствии с задачами и технологиями учебного предмета.
Что нам говорит новый ФГОС о начальной школе? В предметных результатах: Математика и информатикаовладение основами логического и алгоритмического мышления, … записи и выполнения алгоритмов;приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.Изобразительное искусствоовладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Что нам говорит образовательный стандарт об информатике? В федеральном БУП информатика вводится с 7-8 классаВ одном классе могут оказаться ученики как уже изучавшие информатику, так и не изучавшиеУчитель формально не имеет права требовать от учеников каких-то базовых знаний Можно подвести школьника к началу систематического изучения информатики в наиболее подготовленном для этого состоянии
Как мы представляем портрет ученика, хорошо подготовленного к изучению информатики? Уже знает то, чему его только будут учить Хорошо соображает, быстро схватывает новый материал, хорошо его понимаетС компьютером «на ты» (для своего возраста)уже работал над проектами и потому умеет:как-то искать требуемые сведения, как-то оформлять результат работы над проектом выступая, как-то представлять этот результат слушателям
Сравним: для начальной школыПриоритет начального общего образования — формирование общеучебных умений и навыковИзучение технологии в начальной школе направлено на … овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизнидля информатики Желательно, чтобы ученик хорошо соображал, быстро схватывал новый материал, хорошо его понималЖелательно, чтобы ученик был с компьютером «на ты» (для своего возраста), умел искать сведения, создавать и оформлять тексты, представлять результаты работКакой можно сделать вывод?
Какой можно сделать вывод? Два направления пропедевтического, подготовительного обучения информатике Развитие логического, алгоритмического, системного мышленияОсвоение компьютера как инструмента и накопление опыта информационной деятельности (работа с различными информационными объектами; поиск и организация информации)
Сравним по характеристикам:Логика и алгоритмы Компьютер как инструмент
Как соединить такие разные требования?Предлагаемое решение:Разделить учебник на два компонента:технологический логико-алгоритмический(компьютерный)(бескомпьютерный)Каждая школа выбирает себе сочетание компонентов в зависимости от желания и возможностей.Определение места этих компонентов в учебном процессе выполняется методистами, завучами, учителями.
Возможное место этих компонентов в учебном процессеЛогико-алгоритмический (бескомпьютерный)На уроках по предмету «Информатика»Стандарт 2004: в часы школьного или регионального компонентаНовый ФГОС: в рамках предметной области «Математика и информатика» в части, формируемой участниками образовательного процессаВ качестве модулей на уроках математикиНа факультативе «Информатика»
Возможное место этих компонентов в учебном процессеТехнологический (компьютерный)Стандарт 2004: на уроках по предмету «Технологии» в 3-4 классахНовый ФГОС:На уроках в классе по разным дисциплинам (при наличии мобильного компьютерного класса)На уроках по разным дисциплинам, проводимых в компьютерном классе (при наличии стационарных компьютерных классов)На факультативе «Информатика и ИКТ»
Урок в компьютерном классеМесто в расписанииа) «плавающее» место в расписании класса(но стабильное место в расписании параллели):например, 1-2 неделя в часы Технологии, 3-6 недели на уроках ИЗО, 7-8 недели на уроках Русского языка, … и т.д. б) стабильное место в расписании классав части, формируемой участниками образовательного процесса; часы не отнимаются от уроков по предметам, а добавляются.Примерная схема урока1. Работа с клавиатурным тренажером. 5-7 минут.2. Бескомпьютерная, вводная часть урока. 20-25 минут.3. Компьютерная часть урока (освоение операций, творческие работы, ЦОР, диагностика и т.д.) 12-15 минут.
Какие предлагаются учебники и учебные пособия по логико-алгоритмическому компоненту?«Информатика в играх и задачах»подробные методические рекомендации, позволяющие учителям начальной школы вести уроки информатики,плакаты и разрезные материалы,цифровые образовательные ресурсы (school-collection.edu.ru).Дополнительный учебник для 3-4 класса «Логика и алгоритмы»в нём не пишут,перечень и порядок учебных тем совпадает с «Информатикой в играх и задачах»,даны пояснения к темам, позволяющие родителям и пропустившим уроки ученикам понять содержание и научиться решать задачи,задачи можно рассматривать как дополнительные,при работе нужна (очень желательна) «Информатика в играх и задачах».
Что надо учитывать при создании учебника по информационным технологиям?Отсутствие точного указания в федеральном БУП числа часов, отводимых на изучение ИКТРазброс в материально-технических условиях школ Привязанность учителей к конкретным программамВозможные сложности с обеспечением легальным программным обеспечением
Каким должен быть учебник, удовлетворяющий разным требованиям и подходящий для разных условий?Предлагаемое решение:Выполнить учебник в виде набора модулей, отметив обязательные (стандарт) и желательные (программа).Рассматривать основы изучаемых технологий, и дать учителю возможность выбора программы, позволяющей реализовать изучаемую технологию.В каждом модуле описывать:Общие принципы технологииПримеры программПеречень типовых операций данной технологии(по возможности, с упражнениями).Проблема. Перечень типовых операций помогает создавать общее представление о технологии и дает определенный кругозор, но ничего не говорит об особенностях работы в конкретной программе.
Предлагаемое решение:Дополнительно к учебнику по информационным технологиям издавать для школьников подробные пособия по работе с конкретными программами. Пособие должно содержать: Назначение программы, принятую терминологию, общие принципы работыПеречень и подробное описание отдельных операций в описываемой программеУпражнения для освоения этих операций.Пособие должно комплектоваться диском с файлами для упражнений и, по возможности, с самой программой.
Что ещё позволяет отдельное детское руководство по работе с программой?Многоуровневое освоение технологийНа уроках (7-8 часов)Создание анимацииНа кружках и факультативахСоздание анимации (углубление, освоение дополнительных операций)На домашнем компьютереСоздание анимации (работа над проектами, создание творческих работ)
Учебники и учебные пособия В федеральном перечне «Информатика»В федеральном перечне «Информатика и ИКТ»