Баранова Юлия Юрьевна, руководитель Регионального центра научно- методического сопровождения ФГОС общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области ГОУ ДПО ЧИППКРО 900igr.net
ТРАДИЦИОННОСТЬ ОСОБЕННОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ В ПРЕДДВЕРИИ 2011-2012 УЧЕБНОГО ГОДА важнейшая форма работы образовательного учреждения по превращению родителей в надежных социальных партнеров школы, равноправных субъектов ее жизни и развития условие результативности перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования как для самой школы, так и для каждого родителя
Цель: установление партнерских отношений с семьей каждого ученика, организация взаимодействия семьи и школы по ключевым вопросам введения ФГОС НОО в конкретном образовательном учреждении. Принципы подготовки и проведения собрания (заложены в требованиях стандарта к условиям его реализации) : - создание атмосферы взаимной поддержки и общности интересов; -повышения роли родительской общественности в управлении образовательным процессом; -вовлечение родителей в процесс разработки, принятия и реализации основной образовательной программы начального общего образования; - информационной открытости образовательной деятельности школы.
На уровне образовательного учреждения: -представить образовательное учреждение, его Устав и проект основной образовательной основной образовательной программы начального общего образования на 2011- 2015 учебные годы; - познакомить родителей со школьной моделью организации внеурочной деятельности, ее особенностями, достоинствами и преимуществами; - изучить запросы родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности; - обеспечить информирование о возможностях широкого, постоянного и устойчивого доступа родителей к информации, связанной с реализацией ООП. На уровне родителей: - познакомиться с нормативной базой по вопросам приема в 1класс в данную школу, комплекте представляемых документов; - получить разъяснения смысла основных требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре, содержанию и условиям его реализации в конкретной школе; - получить информацию о системах учебников, по которым будут обучаться первоклассники; - высказать свое мнение по учебным курсам, требуемых ребенку для удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; - высказать свои предложения по содержанию внеурочных занятий в рамках определенных стандартом направлений развития личности ребенка (спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального,общекультурного); - получить советы учителя, психолога по подготовке в семье ребенка к школе.
Задача Период подготовки Период проведения Период анализа результатов Представить образовательное учреждение, его Устав и проект основной образовательной основной образовательной программы начального общего образования на 2011- 2015 учебные годы -подготовка презентации школы - подготовка информации об Уставе ОУ, его положениях, связанных с темой собрания; - подготовка презентации ООП НОО школы на 2011-2015 учебные годы; -подготовка вопросов об отношении родителей к школе в анкету -презентация образовательного учреждения; -информация о положениях Устава, связанных с темой собрания и возможностях родителей самостоятельного его изучения через сайт и информационный центр школы; -представление проекта ООП НОО школы на 2011-2015 учебные годы -представление школьной модели организации внеурочной деятельности; - предложения школы по ее содержательному наполнению, -творческая презентация программ внеурочных занятий по направлениям развития личности ребенка -анализ количества заявлений, поданных родителями на поступление их детей в школу; -анализ результатов анкетирования по вопросам отношения родителей к школе(негативного, нейтрального, позитивного) -анализ анкетирования родителей по содержанию внеурочных занятий в рамках определенных стандартом направлений развития личности; -завершение формирования ООП НОО на2011-2015 учебные годы в части формирования плана(программы внеурочной работы с учетом социального заказа родителей)
Задача Период подготовки Период проведения Период анализа результатов Познакомить родителей со школьной моделью организации внеурочной деятельности, ее особенностями, достоинствами и преимуществами разработка школьной модели организации внеурочной деятельности с предложениями школы по ее содержательному наполнению -представление школьной модели организации внеурочной деятельности; предложения школы по ее содержательному наполнению -творческая презентация -анализ анкетирования родителей по содержанию внеурочных занятий в рамках определенных стандартом направлений развития личности; -завершение формирования ООП НОО на2011-2015 Изучить запросы родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также по содержанию внеурочной деятельности; разработка единой анкеты для родителей по группам вопросов: 1.по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками ОП 2. по содержанию внеурочной деятельности; 3. по вопросам отношения родителей к школе 4. по вопросам информированности по ключевым проблемам введения ФГОС НОО -проведение соответствующей части анкетирования с предварительным комментированием ее цели, содержания, роли результатов анкетирования для завершения формирования ООП НОО школы -завершение формирования ООП НОО на2011-2015 учебные годы в части - учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса); -формирование плана(программы )внеурочной работы с учетом социального заказа родителей
Задача Период подготовки Период проведения Период анализа результатов Обеспечить информирование о возможностях широкого, постоянного и устойчивого доступа родителей к информации, связанной с реализацией ООП -размещение информации о содержании, особенностях и преимуществах ООП начального общего образования на 2011- 2015 уч. года на сайте школы, на информационном стенде; -подготовка информации о возможностях широкого, постоянного и устойчивого доступа родителей к данной информации -предоставление родителям информации о способах получения информации об ООП начального общего образования на 2011- 2015 учебные годы на сайте школы, на информационном стенде -информационная справка о перечне видов используемых информационных ресурсов ОУ с указанием электронных адресов. -адрес страницы школьного сайта, на которой размещены документы и материалы, связанные с внедрением ФГОС НОО
Задача Период подготовки Период проведения Период анализа результатов Познакомиться с нормативной базой по вопросам приема в 1 класс в данную школу, комплектом представляемых документов -подготовка информационных материалов для родителей (памятки, буклеты и др.); размещение на информационном стенде, на сайте приказа по ОУ об организации приема в 1кл., регламента работы комиссии; -подготовка образцов документов для заполнения(заявление о приеме, договор между ОУ и родителями и др.), размещение их на стенде, на сайте школы -предоставление родителям информационных материалов (памятки, буклеты и др.); -ознакомление с локальной нормативной базой ОУ; - представление образцов документов, комментирование правил и вариантов их заполнения -технологизация и оптимизация работы по приему в 1 класс, создание полного банка данных будущих первоклассников
Задача Период подготовки Период проведения Период анализа результатов Получить разъяснения смысла основных требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре, содержанию и условиям его реализации в конкретной школе; -подготовка презентации (раздаточного материала), а)разъясняющий смысл основных понятий ФГОС НО: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; основная образовательная программа начального общего образования, ее составные части; результаты обучения: личностные, метапредметные, предметные; универсальные учебные действия; деятельностное обучение; учебный план, учебные предметы обязательные и по выбору; внеурочная деятельность, ее направления, предельная аудиторная нагрузка б) показывающих как школа конкретизирует содержание ФГОС НОО (через проект основной образовательной основной образовательной программы начального общего образования на 2011- 2015 учебные годы презентация материалов одновременно с представлением проекта основной образовательной программы начального общего образования на 2011- 2015 учебные годы ( возможно в форме групповой работы, в другой интерактивной форме) -формирование ООП НОО на2011-2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса завершение); -формирование плана(программы внеурочной работы с учетом социального заказа родителей; -анализ результатов анкетирования по вопросам отношения родителей к школе (негативного, нейтрального, позитивного)
Задача Период подготовки Период проведения Период анализа результатов Получить информацию о системах учебников, по которым будут обучаться первоклассники; подготовка комплектов в соответствии с выбранной ОУ системой учебников; аналитическая информация о системе учебников; -демонстрация учебных комплектов, краткая характеристика их преимуществ для конкретной школы; -объяснение порядка обеспечения учебниками процедура обеспечения учебниками будущих первоклассников; -подготовка информационной справки об обеспеченности учебниками Высказать свое мнение по учебным курсам, требуемых ребенку для удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; подготовка части анкеты, позволяющей по ее результатам составить часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса на 2011-2015 учебные годы проведение соответствующей части анкетирования с предварительным комментированием ее цели, содержания, роли результатов анкетирования для завершения формирования учебного плана как составной части ООП НОО школы завершение формирования ООП НОО на2011-2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса с учетом социального заказа родителей;
Задача Период подготовки Период проведения Период анализа результатов Высказать свое мнение по учебным курсам, требуемых ребенку для удовлетворения его образовательных потребностей и интересов -подготовка части анкеты, позволяющей по ее результатам составить часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса на 2011-2015 учебные годы проведение соответствующей части анкетирования с предварительным комментированием ее цели, содержания, роли результатов анкетирования для завершения формирования учебного плана как составной части ООП НОО школы завершение формирования ООП НОО на2011-2015 учебные годы в части учебного плана школы в части, формируемой участниками образовательного процесса с учетом социального заказа родителей Высказать свои предложения по содержанию внеурочных занятий в рамках определенных стандартом направлений развития личности ребенка (спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного) подготовка части анкеты, позволяющей по ее результатам составить план(программу внеурочной работы) с учетом социального заказа родителей; на 2011-2015 учебные годы -проведение соответствующей части анкетирования с предварительным комментированием ее цели, содержания, роли результатов анкетирования для формирования план(программу внеурочной работы) как составной части ООП НОО школы завершение формирования ООП НОО на2011-2015 учебные годы в части формирования плана(программы внеурочной работы с учетом социального заказа родителей;
Задача Период подготовки Период проведения Период анализа результатов Получить советы учителя, психолога по подготовке в семье ребенка к школе; -обзор вопросов, присланных родителями на форум ОУ (если есть); -подготовка памяток(на основе требований СанПиНов для родителей по проблемам: - как правильно подобрать портфель и учебные принадлежности, -как организовать, режим дня первоклассника, -как психологически подготовить ребенка к учебной деятельности, - рабочая одежда первоклассника и др. - беседа с родителями (возможно в форме групповой консультации) - предоставление информации -размещение материалов для родителей на сайте школы. информационном стенде, раздаточном материале; -анализ результатов анкетирования по вопросам отношения родителей к школе (негативного, нейтрального, позитивного);
Собрание-лекторий целесообразно проводить в том случае, если сформулирована нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: "Что нужно знать родителям о ФГОС, если ребенок пошел в школу?". Если определенные ожидания родителей по поводу собрания оправдываются, то проблема посещения ими последующих собраний сразу снимается, однако тот, кто заинтересован в получении дальнейших сведений, обязательно придет на очередное собрание-лекторий.
Круглый стол представляет собой встречу родителей учеников одного-двух классов (если планируется такое количество классов). Для обсуждения предлагается значимая для всех тема: «Мой ребенок идет в первый класс». Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается "рамка", т. е. заранее подготовленные задания и вопросы. Собрание в форме "круглого стола" позволяет родителям получить полезную информацию, осознать собственную позицию и сравнить ее с позицией других родителей. Итогом "круглого стола" становятся совместно сформулированные общие выводы по обсуждаемой теме.
Родительская общешкольная конференция имеет высокую степень эффективности при значительном количестве участников. Готовить и проводить такую конференцию необходимо команде специалистов школы во главе с директором, с обязательным участием школьного психолога, социального педагога и представителями общешкольного родительского комитета. Активными участниками конференций должны выступать сами родители, но ведущую роль должны взять на себя представители администрации и общешкольного родительского комитета. Они совместно анализируют проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.
Этапы родительского собрания: 1 этап. Организация родительского собрания (период подготовки). 2 этап. Проведение собрания. 3 этап. Период анализа результатов родительского собрания.
ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ Установление партнерских отношений с семьей каждого ученика, организация взаимодействия семьи и школы по ключевым вопросам введения ФГОС НОО в конкретном образовательном учреждении Информированность родителей будущих первоклассников об особенностях образовательного процесса в условиях ФГОС; Заложены основы социального партнерства школы и родителей как равноправных субъектов образования; Завершение формирования ООП НОО на 2011-2015 учебные годы с учетом социального заказа родителей