Междометиями не являются звукоподражательные слова! МЯУ Ж-Ж-Ж МУ КВА-КВА БЕ-е-е
Звукоподражательные слова - это слова, передающие различные звуки живой и неживой природы
Звукоподражательные слова 1. Это неизменяемые слова. 2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений. 3. Состоят из одного слога (бе и т.д.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т. д.). 4. Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д. 5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.
374. Прочитайте стихотворение «Весёлый старичок» Д.Хармса. Жил на свете стаpичок Маленького pоста, И смеялся стаpичок Чpезвычайно пpосто: "Ха-ха-ха Да ха-ха-ха, Хи-хи-хи Да бyх-бyх! Бy-бy-бy Да бе-бе-бе, Динь-динь-динь Да тpюх-тpюх!" Раз, yвидя паyка, Стpашно испyгался. Hо, схватившись за бока, Гpомко pассмеялся: "Хи-хи-хи Да ха-ха-ха, Хо-хо-хо Да гyль-гyль! Ги-ги-ги Да га-га-га, Го-го-го Да бyль-бyль!" А yвидя стpекозy, Стpашно pассеpдился, Hо от смеха на тpавy Так и повалился: "Гы-гы-гы Да гy-гy-гy, Го-го-го Да бах-бах! Ой, pебята не могy! Ой, pебята, Ах-ах!"
2. Было ли вам весело читать это стихотворение? Почему? 3. Определите, какие звуки передают звукоподражательные слова. Только ли смех весёлого старичка? 4. Какие слова-междометия вам встретились? Объясните пунктуацию в предложениях с ними.
373. Распределите и запишите предложения по группам со звукоподражательными словами Но бестолковая кукушка, самолюбивая болтушка, одно «куку» своё твердит. 2) А девица – хи-хи-хи да ха-ха-ха! 3) «Шш! ш, ш! – зашипела бабушка, - услыхал бы он!» 4) «Трах! тах, тах! тах!» – явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-нибудь у передних возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым – «трра!» 5) Говорит с тобою, а сам: кхе-кхе… и слёзы на глазах. 6) Брюки на крюк, блузу на гвоздик, мыло в руку и… бултых! 7) «Бух! Бух!»- яснее доносились орудия. «Та-та-та», - постукивало из едва видимой торфяной равнины. 8) Ёж тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. 9) «Свись-свись!» – цыплята в огороде. «Квох-квох!» – отвечает им курица. 10) Волшебному самому понравилась эта штука, и он засмеялся: - Гы-гы-гы… 11) В стынущей тишине слышны потрескивание деревьев и негромкие, с лёгкой грустинкой голоса переговаривающихся между собой снегирей: «Фи-ит, фи-ит, фи-ит». 12) Так-так, так-так! – торопливо стучали над головой ходики. 13) – Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Звукоподражательные слова, которые относятся к людям к животным к неживым предметам
Звукоподражательные слова, которые относятся к людям к животным к неживым предметам 2, 3, 5, 6, 10, 13 1, 8, 9, 11, 4, 7, 12,
Раскройте скобки и запишите в три группы звукоподражательные междометия, передающие звучания, которые сопровождают действия, производимые 1) человеком; 2) животными; 3) предметом. Какое слово вы не выписали? Почему? Кхе(кхе), кря(кря), ха(ха), дзинь(дзинь) , хи ( хи), уа (уа), карр(карр), из(за), тра(та, та), мяу(мяу), гав(гав), чих(чих), цып(цып), кур(кур). Из-за (предлог)
Звукоподражательные междометия характерные для человека издаваемые животными издаваемые предметами кхе-кхе, ха-ха, хи - хи, уа -уа, чих-чих, кря-кря, карр-карр, мяу-мяу, гав-гав, кур-кур. дзинь-дзинь, тра-та –та.
1.-Кар(кар)Здравствуй 2.-Кур Кур Мы видели Кая. Белая кураци несла на спине его санки…Кур Кур 3.-Ги ги Попался бычок, на верёвочку 4.-Право руля! Дилинь дилинь дилинь! Чш чш чш! 5.-Шт шт шт - подражал он шипенью водомерного крана 6.Они шептали друг другу Тсс 7.Ха ха ха! В тот или в этот? 8. «Кра кра кра !- неслось сверху 9 .Он начал палить вверх: « Бах Бах Бах 10.Кар кар! Моя невеста шлёт тебе тысячу поклонов
1.-Кар-кар!Здравствуй! 2.-Кур! Кур! Мы видели Кая. Белая курица несла на спине его санки…Кур ! Кур! 3.-Ги -ги ! Попался бычок, на верёвочку! 4.-Право руля! Дилинь - дилинь -- дилинь! Чш –чш- чш! 5.-Шт !шт ! шт ! - подражал он шипенью водомерного крана 6.Они шептали друг другу «Тсс!» 7.Ха- ха -ха! В тот или в этот? 8. «Кра- кра - кра !- неслось сверху 9 .Он начал палить вверх: « Бах! Бах! Бах!» 10.Кар кар! Моя невеста шлёт тебе тысячу поклонов
Звукоподражательные слова могут быть разными членами предложения Бокал сказал «дзинь!» и разбился. А щука бух в воду! Ночью на болоте слышно только лягушачье ква – ква. Ритмичное тик-так действовало на всех успокаивающе. Малыши играли в ку-ку. Тут я его хлоп. Дождь бил по крышам: бам, бам. - - - - - - - - - - - - - -
Мяу-мяу, хрю-хрю, хи-хи-хи, тик-так, ква-ква, кря-кря, гав-гав, ау, кар-кар, топ-топ
Вставьте нужные междометия Примеры Значение междометий . . . ,я не смогу присутствовать на этой игре. Огорчение, разочарование . . . ! Какая красота кругом! Восхищение « . . . , противный мальчишка!»-проворчал дядя. Досада Кошки замяукали: «. . .!» Звукоподражание
1) Тьфу! 2) Ква-ква. 3) Брысь! 4) Динь-динь. 5) Курлы-курлы. 6) Всего хорошего! 7) Тс… 8) Чух-чух. 9) Кар-кар. 10) Кря-кря. 11) Ай-ай!
Междометие - ___________________ часть речи, которая выражает __________________, но не называет их. Междометия могут выражать ___________________________________. Примеры междометий: __________________________________ . Междометие не отвечает на ______________, не обозначает ______________________, не является ______________________, хотя в некоторых случаях может переходить _______________________. Этикетными называются междометия, которые ________________________. Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На письме выделяются _____________________. К междометиям примыкают ______________________ слова. Например: _________ . Междометие – это очень ____________________ часть речи.
Для всех: - подготовить устный рассказ о междометии, используя учебник с.186-187. На выбор: - упр. 420, составить диалог, включив в него междометия; - сочинение-миниатюра на лингвистическую тему «Ах, как любят междометие остальные части речи».