5 класс КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»
Часть 1 1. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Аукц..он, груша, лавка, десница, душ..грейка, за..ц, тушить, омонимы, синон..мы, антон..мы, честный, меню, лучина, козюля, худой, золотой, конь, око, с..фьяновый, менуэт, аршин, дикц..я, авиац..я, д..алектизмы, професс..онализмы. 2. Выпишите из ряда записанных слов одно из многозначных и укажите известные вам значения этого слова. Приведите примеры его употребления в разных значениях.
3. Подберите к прилагательному чес__ный синоним и антоним. 4. Выпишите одно из слов, которое имеет омоним. Выполните на выбор одно из заданий: 1) составьте и запишите их словарные статьи; 2) составьте с ними словосочетания, которые позволят понять значение каждого из них. 5. Выпишите два-три слова иноязычного происхождения. Подчеркните те особенности (буквы, сочетания букв), которые указывают на их иноязычное происхождение. Приведите два-три примера исконно русских слов.
6. Из данных слов выпишите два слова ограниченного употребления. Укажите, к какой группе необщеупотребительных слов они относятся. 7. Подчеркните устаревшие слова.
Часть 2 Задание. Запишите стихотворную строфу, вставляя пропущенные буквы. Выпишите слова, которые употреблены в переносном значении. Назовите средства художественной изобразительности, которые созданы на основе этого переноса. 1 вариант Звёзды ясные, звёзды пр_красные Наш_птали цветам ска_ки чудные, Леп_стки улыбнулись атласные, Задр_жали л_стки изумрудные. (К. Фофанов) 2 вариант Со..нце за день нагулялося, За кудрявый лес спуска..т(?)ся; Лес стоит под ша..кой тёмною, В з..л..том огне купа..т(?)ся. (И. С. Никитин)