Зачет по теме «Глагол»
1(устно). Определите общее грамматическое значение глагола. *Перечислите известные вам группы глаголов по общему значению и приведите примеры. Задание 1. Запишите пары однокоренных слов, определите значение слов в каждой паре. Объясните, по каким признакам вы отличаете глаголы от однокоренных слов других частей речи. Двигаться – движение, бежит – бег, подморозило – морозно, краснеть – красный, мечтай – мечта. 2(устно). . Расскажите об инфинитиве (начальной форме глагола) по плану: 1) почему инфинитив называют неопределённой формой глагола; 2) каковы грамматические показатели (типичные окончания) инфинитива; 3) в какой роли выступает инфинитив в предложении. Задание 2. Запишите данные глаголы в начальной форме, выделяя грамматические показатели (окончания). Приляжет, ложись, лег бы, беги, разбегусь, разбегайтесь, вырастут, выращу, вырастай, выращивала, будут.
3(устно). . Перечислите постоянные морфологические признаки глагола. Задание 3. Определите постоянные морфологические признаки глаголов, которые построены по данной словообразовательной модели. ______иваются Задание 4. Подберите видовую пару к каждому из данных глаголов. Объясните выбор гласных в корнях слов и в суффиксах глаголов несовершенного вида. Разглядеть -- …, рассказать -- …, затопить -- …, , выр_стить -- …, дотронуться -- …, отобрать -- …, сжечь -- …, содрать -- …, зам_реть -- …, зап_реть -- …, ст _рать -- …, бл_снуть -- …, пост_лить -- … , изл_жить -- …, прик_саться -- … . 4(устно). Расскажите о распределении глаголов по типам спряжения.
Задание 5. Определите гласную в личных окончаниях данных глаголов. Какая ещё орфограмма присутствует в каждом из слов? Раскле_шь, постел_шь, распиш_шься, погон_шься, разгоня_шься, продерж_шься, поддержива_шь, выгляд_шь, рассматрива_шь, всмотр_шься, обид_шь, обижа_шься, возненавид_шь, слуша_шь, слыш_шь. Задание 6. Найдите в ряду глаголов (см. задание 5) переходные. Запишите словосочетания, доказывающие принадлежность этих слов к группе переходных глаголов. 5(устно). Расскажите о непостоянных признаках глагола и порядке их определения в глагольных формах. 6(устно). Перечислите наклонения глагола, расскажите о значении и образовании глаголов каждого из наклонений. Задание 7. Образуйте формы наклонений данных глаголов. Запишите все формы повелительного и условного наклонения. 1-ый вариант: раздавать, раздать, раздаться. 2 вариант: записать, записывать, записаться.
7(устно) . Расскажите об изменении глаголов по временам. Глаголы в каком из наклонений изменяются по временам? Объясните почему. Задание 8. Образуйте формы времени глаголов первых трёх видовых пар из задания 4. Сделайте вывод о связи категории времени с категорией вида. Задание 9. Образуйте все формы прошедшего времени мужского рода данных глаголов. Объясните выбор гласной перед суффиксом -л-. Залаять, расстроиться, посеять, закашляться, раскаяться, обидеться, взлелеять, расклеить, надеяться, увидеть, почуять, подслушать. Задание 10. Запишите под диктовку текст, объясняя написание глаголов.
Задание 11. Выпишите из текста (см. задание 10) глагольные формы и укажите их непостоянные морфологические признаки.