Обычно мы выражаем то, что видим и чувствуем, при помощи самостоятельных и служебных частей речи. Солнышко греет, бабочки вьются над цветами… Мир так прекрасен!
Есть чувства, которые трудно выразить при помощи и самостоятельных, и служебных частей речи. На моём стуле лежит кнопка, и поэтому мне очень больно. Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! А-а-а-а!!! Если нам больно… Если нам страшно… Это привидение, и я очень его боюсь. Ужас! Кошмар! Караул!
Если нам смешно… Мне очень весело. Я громко смеюсь. Видите? Я смеюсь! Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Гы-гы-гы!
Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! А-а-а-а! Ужас! Кошмар! Караул! Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Гы-гы-гы! междометия
Междометие − неизменяемая часть речи, которая выражает различные чувства и волеизъявления, но не называет их.
Междометие – особая часть речи. Оно не относится к самостоятельным или служебным частям речи. «брошенное между» Термин «междометие» появился в 18 веке. Самостоятельные части речи Междометие Служебные части речи
Найдите междометия. Подумайте, что они обозначают. 1) Налюбоваться не могли мы На эти ровные поля… О, север, север мой родной, О, север, родина моя! (С.Есенин) 2) Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. (Ф. Тютчев)
волеизъявление (приветствие, прощание, благодарность, помощь: привет, здравствуй… По значению Побудительные Эмоциональные Этикетные призыв к действию: вон, прочь, марш, стоп, тпру, брысь, кыш, эй, ну-ка, цыц, но-но, баю-бай чувства, эмоции: господи, слава Богу, караул! спасите! помогите!
Здравствуйте! До свидания. Спасибо! Пожалуйста.
Ау-у! Тсс! Марш! Эй! Алло!
Ура! Фу. Гм. Увы! Жуть! радость отвращение озадаченность сожаление испуг
По составу междометия Простые Составные Сложные состоящие из одного слова: здорово, ух, браво состоящие из двух и более слов: ух ты, вот те на, скажите на милость; состоящие из двух и более основ: ай-яй-яй, ой-ой-ой.
по происхождению непроизводные производные заимствованные образованные от других слов и словосочетаний (синтаксических конструкции): полно, подумаешь, дудки, скажите на милость и др. первородные, не имеющие генетических связей с другими частями речи: ой, ай, ух и др. Заимствованные междометия – междометия, которые пришли в русский язык из других языков: браво, баста, караул, вау и др.
Деление междометий по составу на производные и непроизводные. К непроизводным относятся междометия, не имеющие в современном языке связей ни с одной самостоятельной частью речи, такие как а, ага, ого, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, гей, ей-ей, о, ого, ой, ох, тпру, тьфу, увы и др. Производные междометия представляют собой группу слов, соотносимых со словами или формами той или иной знаменательной части речи. С существительными связаны: батюшки, матушки, господи, блин, черт и др. С глаголами связаны: брось, будет, вишь (видишь), здравствуй(те), извини(те), пожалуйста, помилуйте, скажите, и др. С местоименными словами, союзами, частицами связаны: вона, то-то, эва, эк, вон, долой, полно, прочь, однако, да уж, на тебе, ну уж, ну да, ну и ну и др. Заметное место среди производных занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже мой, господи праведный, боже правый, прости господи, поди ж ты, скажите на милость, вот тебе на, вот тебе раз, то-то и оно, вот это да, как бы не так.
Междометия в СМИ и молодёжный сленг Молодежный сленг включает большое количество междометий, выражающих различные эмоции и волеизъявления СМИ используют сленговые междометия как средство общения с аудиторией на её языке Популярные передачи, посвященные миру шоу-бизнеса, - яркие примеры употребления междометий молодежного сленга В русском языке много заимствованных междометий, которые широко и не всегда оправданно употребляются молодежью. Однако есть русские междометия гораздо точнее иноязычных и выбор их гораздо больший (ой, ух, эх, здорово, класс, круто, здрасьте, приехали, да – да – да, ага, блеск и тд.) При использовании иноязычных междометий (вау, упс, йоу,бла – бла – бла, о - уу) в письменной речи часто возникает комический эффект
Междометия в разговорной молодежной речи и сленге В последнее время все чаще поднимается вопрос о чистоте русского языка. Наша речь наполнена словами-паразитами, междометиями и англо-американскими словами: Копец, кранты, дык, ОК, упс, елы-палы…
Посмотри, какой велик! - Дык! Ты в курсе, что у тебя неуд? – Дык Стоило поднажать, и хобана! - все готово! Так, хобана отсюда! Бэмс! И она завелась!
Мы употребляем немало заимствованных междометий. Браво! Бис! Бла-бла-бла… Оу-у… итальянский французский английский английский
364. Выпишите междометия в таблицу эмоции, чувства просьба, приказания этикетные слова
364. Выпишите междометия в таблицу эмоции, чувства просьба, приказания этикетные слова ах, ай, то-то, ох, тьфу, ахти, а, эх, увы, ага, ах ты, это, ага, вот, вот те на, ура, о, боже мой, тьфу, господи, ведь, бай-бай, чу, эй, прости, прощай,
ПРАВОПИСАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ Междометия, обычно отделяются запятой или восклицательным знаком, например: Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона! (И. А. Крылов). Сложные междометия и звукоподражания пишутся через дефис, например: ей-богу, ей-же-ей, о-го-го, ха-ха-ха, ой-ой-ой, динь-динь-динь, кис-кис и т. п.
ПРАВОПИСАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ
Сделайте морфемный разбор слова междометие. Как вы думаете, почему междометия не относятся ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным?
Знаете ли вы, что… В произведениях поэтов можно встретить стилистически высокое междометие О . Это междометие, усиливая выразительность речи, одновременно способствует созданию торжественности. В таких случаях после О может стоять запятая: О, есть костёр, которого не смеет коснуться ни забвение, ни страх. (А.Ахматова)
Придумайте и опишите ситуации, в которых будут выражены такие эмоции и чувства: досада, радость, недоумение, восторг, печаль. Используйте как можно больше подходящих по смыслу междометий.
Представьте себе девочку с огромными зелеными глазами и золотыми кудрями до плеч. Увидев ее, люди восклицают: "Ах!" Но через пять минут (правда, справедливости ради надо заметить, что иногда это случается через пятнадцать минут, а очень редко через полчаса) взрослые качают головой и говорят: "Ой-ой-ой!" или "Ай - ай-ай!" или "Ну и ну!" - в зависимости оттого, у кого как развита фантазия. Конечно, если разобраться, Агата совсем не виновата в том, что "ах" превращается в "ой-ой-ой". И вообще Агата вела бы себя ужасно хорошо, если бы не ее маленький приятель Тришка. Тамара Крючкова. ПЛУТЫШ, ИЛИ НЕ ДНЯ БЕЗ ОЗОРСТВА
2. Найдите в тексте междометия. Какие чувства они передают? Составьте и запишите свои предложения с этими междометиями. 3. Попытайтесь (устно) образовать от указанных междометий глаголы и существительные, не изменяя смысла текста. Как изменится текст? Какую роль играют междометия в тексте?
Знаете ли вы, что… Бис и браво Эти слова сразу переносят нас в театр. Оба они являются междометиями одобрения зрителей, но бис значит не только "превосходно, замечательно", но и содержит в себе просьбу повторить номер еще раз. У нас бис и браво "иностранцы", они пришли из разных языков: первое – из французского, второе – из итальянского. Французское bis восходит к лат. bis "дважды, два раза". Итальянское bravo возникло в качестве междометия одобрения (между прочим, в театре итальянской оперы) на базе bravo "смелый, храбрый; молодец". Так что по своему происхождению оно напоминает наше хоккейное Молодцы! Н. Шанский. Лингвистические детективы.
Ой! Привет, как ты? Хм… Мы знакомы? Эй, мы же учились вместе. Ого! Я и не вспомнил сразу. Ишь ты, память подводит? Эх… случается!
В художественных произведениях междометия обычно используются в диалогах. - Гм... - недоверчиво произнес трактирщик. - Ах, да, и в самом деле! − сказал молодой человек… - Ах, вот что! − сказал Д'Артаньян, лицо которого снова омрачилось. - Ах, это вы, Д'Артаньян... - Ах, чем я виноват? - Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона! Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» «Тьфу пропасть! − говорит она, − и тот дурак, кто слушает людских всех врак…»
они помогают нам передавать разнообразные чувства: радость, досаду, удивление и т.д.; придают речи живость, делают её более яркой и эмоциональной
Яблоки созрели ( ах, ура, ой, вот те раз). Кто-то стучит в дверь ( чу, тсс, ой-ой, боже мой). Какая лунная ночь! (ого, ну и ну, господи, ох). 2. Объясните постановку знаков препинания в предложениях. 3. Какие из междометий, данных в скобках, непроизводные, а какие – производные? От каких частей речи образованы производные междометия?
Знаете ли вы, что… Что означает междометие вау? Весьма употребительным в молодёжной среде сделался возглас вау!, выражающее эмоцию чрезвычайного изумления или восторга. В американском и английском сленговое слово wow употребляется как существительное со значением «нечто из ряда вон выходящее» и «огромный, сенсационный успех», как глагол в значении «ошеломить, поразить. В шотландском сленге то же самое междометие выражает прямо противоположные эмоции: отвращение, горе, соболезнование («боже мой», «какое горе!», «ой!»). Большинство лингвистов склоняются к мнению, что слово wow! ведёт своё происхождение от боевого клича индейцев племени окото.
Развитие речи. Придумайте лингвистическую сказку, главными героями которой были бы междометия «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините» и «До свидания». Включите в сказку и другие междометия.
372. Найдите междометия, определите их значение. 1) «Эх3, как темно! – он сказал, - Хоть бы месяц этак в шутку К нам проглянул на минутку. Всё бы легче». 2) «Эй, честные господа, К нам пожалуйте сюда!» 3) На колени все тут пали И «ура!» царю кричали. 4) «Только, чур3, со мной не драться И давать мне высыпаться, А не то я был таков!» 5) «Э! так вот что!» – наконец Проворчал себе хитрец. 6) «Ой! Конёчек - горбуночек! Прибегай скорей, дружочек! Я ведь птицу-то поймал», - Так Иван – дурак кричал. 7) «Что ты, что ты, бог с тобой!» – Начал царский стремянной. 8) «Твоего благодеянья Не забыть мне… До свиданья3!»
2) Найдите междометия, употреблённые в роли существительного. 3) Попробуйте сформулировать правило, от чего зависит постановка запятой или восклицательного знака после междометия. 4) Найдите и выпишите из текста этой сказки свои примеры с междометиями.
Спишите, вставляя буквы и раскрывая скобки. Выделите знаками препинания реплики диалога и слова автора. Подчеркните междометия и звукоподражательные слова . Утро Первым проснулся трос .. ник. Огл .. делся и покачал головой: Спит речка. Проснулась у берега ива. Вздрогнула от утре .. его свеж .. го ветерка, уронила росинку. Ах! вскрикнула росинка и упала на спину стрекозы. Кто меня беспокоит сердито спросила стрекоза. Ой! испугалась росинка и упала на колокольчик. Дзинь (дзинь) (дзинь) ... зазвенел колокольчик и разбудил ромашку ... Ромашка толкнула (не) забудку. И - зазвенел весь луг. Трак (так) (тaк) ! выстрелил за селом трактор. Захлопал крыльями петух, закричал испуга .. о: Кукареку! Вставайте! Проспали! Кукареку! Вот видишь, кругом все проснулись. Просыпайся, речка, зашуршал тростник ... А я (не) сплю. Я слушаю, как просыпается все вокруг. (По В. Бирюкову)
Междометие. Междометие – часть речи, которая выражает _________ , но не называет их. Междометия могут выражать ___________ . Примеры междометий _____ . Междометия не отвечает на ______ , не обозначает _____ , не является ___ . На письме выделяются ____________________________ .
Развитие речи Представьте, что вы побывали в сказочном лесу. Опишите свои впечатления, используя междометия
по выбору: Упражнение 369. Заблудился! Придумать рекламу междометия.
Рефлексия. 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я понял, что… 5. теперь я могу… 6. я научился… 7. я смог… 8. я попробую… 9. урок дал мне для жизни… 10. мне захотелось…