Тема урока. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения)Цели урока: обобщение и систематизация знаний о пунктуации в предложениях с однородными членами; подготовка к ЕГЭ. Презентацию подготовила Чудакова И. В., учитель русского языка и литературы высшей категории.ЧОУ «Лицей-интернат естественных наук» г. Саратов
[ , а ][ , но ] [ , да (= но) ][ , однако (зато) ][ не только , но и ][как , так и ] [ и ][ да (= и) ][ или ][ либо ]
Повторяющиеся союзы [и ,и ,и ][ ,и ,и ][ , , и , и ][то , то ][не то , не то ][ни , ни ][или , или ][либо , либо ][ и , и ]
В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд и т.п.1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. 2) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.
Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы. Весна и ночь прикрыли дол (А. Фет). Здесь кругом озера да болота. Листом стелется да укусить целится. В лесу одному шумно и жутко и грустно и весело (А. Фет). Мы то карабкались на гору то шли косогором (В. Арсеньев). Не то волк не то собака бежит по лесной дороге. Мы встретимся завтра утром или вечером. Меня отпускали с Евсеичем всякий день или поутру или вечером часа на два (И. Гончаров). В новой избе не было ни дверей ни оконных рам (А. Аксаков). Белка - зверёк маленький зато очень ловкий.
Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Весна и ночь прикрыли дол. [ и ]. Здесь кругом озера да болота. Листом стелется, да укусить целится. [ , да (но) ]. В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело. [ ,и ,и , и ]. Мы то карабкались на гору, то шли косогором. Не то волк, не то собака бежит по лесной дороге. Мы встретимся завтра утром или вечером.[ или ] Меня отпускали с Евсеичем всякий день или поутру, или вечером часа на два. [или , или ]. В новой избе не было ни дверей, ни оконных рам. [ни ,ни ]. Белка - зверёк маленький, зато очень ловкий.[ , зато ].
> Обратите внимание!• Если однородные члены соединены парными союзами как...так и, не только...но и, не столько.. .сколько, не так...как и т.п. или двойными союзами если не...то, хотя.,.но, то запятая ставится только перед второй частью союза:Как в лесу, так и на лугах появились робкие первоцветы. Не только охотники, но и рыбаки любят осеннюю пору. Если не мороз, то зной может убить тоненькие стебельки яблонь. Не столько обида, сколько растерянность сквозила в его словах.• В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому, решая вопрос о постановке запятых, необходимо рассматривать каждый ряд однородных членов отдельно:(На опушке и на холме) росли (ивы и берёзы) — в данном предложении два ряда однородных членов: однородные подлежащие ивы и березы и однородные обстоятельства на опушке и на холме.(Отлогости и небольшие горы), (зелёные и круглые), как куполы, иногда перемежевывали равнину (Г.) — В данном предложении также два ряда однородных членов: однородные подлежащие отлогости и горы и однородные определения зеленые и круглые.
Вот экзаменационный пример: А Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки. Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения. Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утончённость вкуса её хозяина. Художник был увлечён не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
В первом предложении два однородных дополнения соединены неповторяющимся союзом И (О и О), поэтому запятая не ставится. Во втором предложении два ряда однородных членов: 1) исполнял… и читал; 2) свои и чужие. Они также попарно соединены неповторяющимся союзом И (О и О), поэтому запятая не ставится. В третьем предложении однородные подлежащие соединены повторяющимся союзом И, поэтому ставим две запятые: О, и О, и О. А в четвёртом варианте однородные члены соединены парными союзами не только…, но и…, поэтому перед второй частью союза ставим запятую. Это и есть правильный вариант ответа.
Б Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц. Иван Иванович всегда даёт каждому из детей по бублику илипо кусочку дыни. Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке. Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи тёплого сыроватого ветерка.
> Внимание! Здесь можно ошибиться! Обратите внимание на первое предложение: типичные ошибки на ЕГЭ допускаются именно в этом случае, когда однородные члены соединены попарно, а выпускники, увидев повторяющиеся союзы и и не разобравшись в структуре предложения, ставят запятые после первого однородного члена. Итак, Русский дух ощущается (в чём?) (в юморе и иронии), в (силе чувств и лиризме отступлений), (в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц). (О и О), (О и О), (О и О) Это и есть предложение с правильным ответом, т.к. во втором варианте запятая вообще не ставится (неповторяющийся союз или); в третьем - одна запятая перед второй частью парного союза; в четвертом — одна, запятая перед вторым повторяющимся союзом то.
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)Морозный и тонкий воздух защипал в носу и иголочками уколол щеки.2) Синие высокие дымки поднимались и таяли над крышами домов.3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах.После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и болельщики команды.2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.1) Ум имей хоть маленький, да свой.2) Я сел за стол с карандашом и бумагой и стал записывать.3) Я люблю эти темные ночи, эти звезды, и клены, и пруд.4) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом.
ЛитератураФёдорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; 2001. – С. 74 – 76.Егораева Г. Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций.- М.: Издательство «Экзамен», 2009. – С. 229-230.