Этимология как раздел лингвистики
Поэтическая минуткаОтчего, обжигая горло,Разбираю часами подрядСочетания «оло» и « оро»-« Вран « и « ворон»,« Молод» и « млад»?« Человек некий име два сына».Я прислушиваюсь к словам.Открывается в них Россия,Легендарная быль славян.С.КрыжановскийПрочитайте выразительно стихотворение.Какие слова « обжигают горло», по выражение поэта? Почему?Как бы вы сейчас объяснили их написание?Как сформулирована основная мысль в стихотворении?Запишите последние три строчки. Они станут эпиграфом нашего урока
Что изучает этимология?Что такое этимология? Работа с учебной книгой.Анализ теоретического материала на с.4
Работаем со словарёмЭтимология –( греч. еtymon – «правда, истина» + logos – «учение, наука»)раздел языкознания, изучающий происхождение слов;происхождение того или иного слова или выражения( С.И. Ожегов « Толковый словарь русского языка)
Знакомство с этимологическим словариком учебника стр.306- 307
Закрепим изученное!Упражнение № 2(письмен.)Упражнение № 3 ( устно)
Творческая работаУ вещи, которой пользуются при шитье для предохранения пальцев от уколов иглой, был подчёркнут признак надевания её на палец, или, как раньше говорили, на перст. Подоконник был назван так по положению в пространстве ( под окном), сеялка по производимому действию ( сеять), черника – по цвету ягод( чёрная).
Продолжите текст, определив, как были образованы следующие слова:
ПРОВЕРИМ!Медведь от выражения «ведает мёдом»Наклейка – это то, что наклеили
Холодильник – то, что холодит, от слова « холодить»Качели от глагола « качать», имевшего первоначальное значение « двигаться вверх- вниз»
Свеча была названа по признаку излучения светаПодснежник – по признаку раннего появления цветка, когда ещё не сошёл снег
Снегирь – эту маленькую птичку назвали по признаку её появления вместе со снегом
Домашнее заданиеповторить материал на стр.3-4;упражнение № 6;ЗСП- 1, подготовиться к словарному диктанту