Разделительный мягкий знак Учитель начальных классов МОУ «СОШ №16» г.Магнитогорска Попкова Анна Владимировна
Содержание 1. Организационный момент. 2. Постановка темы и цели урока. 3. Повторение пройденного. 4. Звуко-буквенный анализ. 5. Работа в прописи. 6. Физкультминутка. 7. Лингвистические задания. 8. Самостоятельная работа. 9. Итог урока. 10. Домашнее задание. 11. Список литературы.
Цели урока создать условия для знакомства с разделительными свойствами мягкого знака; дать представление о мягком знаке как о разделительном знаке; показать, что буквы я, е, ё, ю (в зависимости от позиции) дают два звука; развивать слух, память, мышление; формировать потребности писать грамотно, формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о родном языке; воспитание учебной активности. содействовать развитию речи, творческих способностей детей, интереса к чтению и желания читать.
Я волшебник. Захочу – Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель, опасную на море. Кто волшебник – отгадай, Выше руку поднимай. Мягкий голос, мягкий шаг… Это буква - … (мягкий знак) Что вы знаете о мягком знаке?
Роль мягкого знака в русском языке М е л – м е л У г о л – у г о л Б а н к а – б а н ь к а Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме.
Кто мой сосед? тюлень жаль лень тюленье прилежанье подражанья
Звуко-буквенный анализ солью ю [И’У] Какие звуки разделяет мягкий знак? [Л’] [Й’] Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
Орфограмма: на стычке корня и окончания, пишем разделительный ь друзья платье жилье [друз’й’а] [плат’й’э] [жил’й’о]
Работа в прописи
Физкультминутка Топай Мишка. Хлопай Мишка. Веселись со мной братишка. Руки вверх, вперед и вниз, Улыбайся и садись. Дует ветер нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише… Деревцо все выше, выше!
Замените одним словом Приспособление для сидения (скамья) То, без чего птица не улетит (крылья) Верхняя женская одежда (платье) Чистый отвар из мясо (бульон)
Помогите инопланетянам
1 задание – исправьте ошибки. Самостоятельная работа1 задание – исправьте ошибки. 1 вариант Братя ели варене. 2 вариант Лет силный дожд.
2 задание – найди неверное слово. 1 вариант Счастье, осенью, редька. 2 вариант Здоровье, колья, банька. Р е д ь к а Б а н ь к а
Итог урока Вот и подошло к концу наше путешествие. Чему вы научились? Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? Какие две роли выполняет при написании ь. Что он показывает? (Что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются.)
Домашнее задание 1) прописи с.32 2) придумать 10 слов с разделительным мягким знаком: 5 слов – ь смягчает согласную; 5 слов – ь разделяет согласную и гласную буквы. 3) нарисовать рисунок, на котором будет изображен предмет, связанный с мягким знаком.
Литература Жиренко О.Е., Обухова Л.А., Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс. – М: ВАКО.2006г. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись к «русской азбуке» для 1 класса. – М: «Просвещение».2008г. Гимпель И.А. Азбука от А до Я: Иллюстрированное учебно-методическое пособие. – Минск: Асар.2004г. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению 1 класс. – М: ВАКО. 2006г.